РП ФГОС НОО Умники и Умницы (русский язык) 2-4 классы 2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Умники и Умницы (русский язык)» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП
НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УМНИКИ И УМНИЦЫ
(РУССКИЙ ЯЗЫК)»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является
урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на
вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В
этом случае на помощь приходит занимательный русский язык.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с
младшими школьниками. Содержание курса направлено на формирование
функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык
является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УМНИКИ И УМНИЦЫ
(РУССКИЙ ЯЗЫК)»
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания
по русскому языку, а также познакомить с понятиями, которые остаются за пределами
изучения школьной программы, показать учащимся, что грамматика русского языка не
свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей курса:
Задачи программы:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.





Задачи 2 года обучения:
дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии,
словообразовании, лексике;
научить пользоваться словарями русского языка;
научить писать сочинения-миниатюры;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;








Задачи 3 года обучения:
углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;



Задачи 4 года обучения:
 развить интерес к изучению тайн русского языка;
 воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и
необычное;
 углубить уже имеющиеся знания о лексике;
 изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
 способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у
обучающихся;
 научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
 создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме
повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности,
как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УМНИКИ И УМНИЦЫ (РУССКИЙ ЯЗЫК)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В 1
классе 33 часа (1 час в неделю), во 2-4 классах по 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ (РУССКИЙ ЯЗЫК)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.






В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты.
В сфере предметных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
 умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
 умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
 умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
 умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
 умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.


















Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
называть противоположные по смыслу слова, подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их сравнении;
находить омонимы - слова, схожие по звучанию, но различными по лексическому
значению;
находить фразеологизмы в тексте, подбирать фразеологизмы, выяснить их
значение; использовать в речи знакомые пословицы;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
создавать тексты по предложенному заголовку;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; создавать
несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме
повествования и описания;
сочинять сказочные историй, загадки;
определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм,
подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихотворения, следуя заданной теме;
писать сочинения-миниатюры, отгадывать и составлять ребусы;
составлять рассказы с использованием пиктограмм;
анализировать и кратко характеризовать звуки речи; отличать гласные и согласные
звуки;







углубить представления об основных разделах русского языка: фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
пользоваться словарями и справочниками русского языка;
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; обобщать, делать выводы;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;
 пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
 познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, с
историей возникновения русских фамилий, распространенными способами
происхождения русских фамилий.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
 с уроками русского языка;
 с уроками литературного чтения;
 с уроками окружающего мира.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической
зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что мы знаем о звуках и буквах
Что такое лексика?
Однозначные и многозначные слова
Игротека
Слова-братья
Слова- наоборот
Пословица недаром молвится
Игротека
И снова пословицы, пословицы, пословицы.
Играем со словарными словами
Анаграммы
Игротека
Секреты некоторых букв
Шарады, анаграммы и метаграммы
Еще раз о синонимах и антонимах
Игротека
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие действие предметов
Слова, обозначающие признаки предметов
Игротека
Текст, тема, главная мысль
Заголовок- всему голова
Работаем с фразеологизмами
Игротека
И снова пословицы
Ещё раз о фразеологизмах
Русские народные загадки
Игротека
И вновь словарные слова
Учимся различать имена существительные, имена
прилагательные и глаголы
Какие слова русского языка помогают называть качества
характера
Игротека
Повторяем…
Повторяем, повторяем…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
Тема урока
1
2
3

Да здравствует русский язык!
Вежливые слова
Поговорки и пословицы

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Игротека
Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только учусь…
Как Морфология порядок навела
Игры с пословицами
Игротека
И снова животные во фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречием и числительным
Игротека
Состав слова. Основа слова. Формы слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку
Игротека
Непроизносимые согласные
Учимся различать приставку и предлог
Учимся писать не с глаголами
Игротека
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Его величество Ударение
Поговорим о падежах
Игротека
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека
Повторяем…
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

И снова о русском языке…
Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий
Игротека
Об именах
О русских фамилиях
В поисках сбежавших головоломок
Игротека
Мы играем в логогрифы
Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Игротека
Ох уж эти фразеологизмы!...
Работаем над рифмами
Словесные забавы
Игротека
Продолжаем работу над фразеологизмами
Русские пословицы и поговорки
Ассорти для любителей русского языка
Игротека
И снова о фразеологизмах
Однородные члены предложения
Ошибочка вышла!...
Игротека
Про омонимы и их разновидности
Еще немного фразеологизмов
В стране Перевертундии
Игротека
Что такое «паронимы»
Запоминаем словарные слова
31 июня
Игротека
Повторяем…
Повторяем…

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 1 класс (2 части). Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 2 класс (2 части). Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
3. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 3 класс (2 части). Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
4. Рабочие тетради «Занимательный русский язык» 4 класс (2 части). Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие для 1-4 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
«АРГО», 1996
5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4
классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.
7. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”,
1991 г.
8. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
9. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая
тетрадь. 2014 г.
10. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».
11. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва
«Просвещение», 2012 г.
12. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС»,
2013 г.
13. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.
14. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4
классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2010 г.
15. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
«Просвещение», 2010 г.
16. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 2010 г.
17. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 2010 г.
18. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 2010 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».