РП Финансовая грамотность ФГОС ООО

Прилоlttение

М 27 к ОГI ООО ФГОС, утI]ержденной приказом

о,г

20.06.2024 г.

}Г,,

86/1

МуниI{иIIаJIьIIое aRтoIIoMIIoe обrllеобразоRа,I,еJIьIIое учреж(/lеIIие
среlцIIяя обIIцеобI)азоRательная шIкоJIа ЛЬ l 78
с угJIуб;lенtлым изучеIIием оI,деJIьных преlIметоR

PACCN4OTPEHO
на засе дании
совета

Про,гокол
гола

п

едагогиr{еского

ýý;
Н,д
о -;
Ф !:.
F li,ё

J\Гg 1

от к30> августа 2024

_tl);;.iJlj;.'l.i:

;,],

.:]

Е'эЪ.

Y

ы?я

А. Григоръева)
0> авт,у ста

РЛБОЧЛЯ ПРОГРЛММЛ
по прелмету <<Финансовая грамотность)>
(основное обrrцее образование)
Фгос ооо

Екаr,еринбурl", 2024

2024 r,ода

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых
результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их
мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной
деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным
образовательным программам. «Финансовая грамотность» является
прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере
экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа в 7 классах.
Курс использован как программа дополнительного образования
учащихся (Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, п. 5 ст.
31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на
приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с
такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных
уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года»,

«Расходы
на
проведение
праздника (школьного, семейного,
государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье
и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и
работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки)
изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен
быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их
влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметными результатами являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации
обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и
выбор зависят от конкретного занятия и класса. При изучении курса
предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку в виде зачета (+).

Календарно-тематическое планирование
Номер
темы
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

23
24
25

Вид
Кол-во
Дата
занятия
часов проведения
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
1
Могут ли люди быть финансово Постановка
учебной задачи
независимыми от государства
Практикум
1
Что такое налоги и почему их
надо платить
Какие бывают налоги
Практикум
1
Учимся считать налоги
Практикум
1
Ролевая игра «Считаем налоги
Занятие-игра
1
семьи»
Практикум
1
Сравниваем налоги граждан
разных стран
Исследуем, какие налоги платит Мини1
исследование
семья и что получает от
государства
Как работает налоговая служба Учебная экскурсия
1
Учебные мини-проекты
Защита проектов
1
«Налоги»
Практикум
1
Что такое социальные пособия
и какие они бывают
Практикум
1
Учимся находить информацию
на сайте Фонда социального
страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем
Занятие-игра
1
социальное пособие»
Мини1
Исследуем, какие социальные
исследование
пособия получают люди
Учебные мини-проекты
Защита проектов
1
«Социальные пособия»
Контроль знаний
1
Обобщение результатов
изучения модуля
Выставка
Презентация портфолио
1
«Человек и государство: как
портфолио
они взаимодействуют»
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
Практикум
1
Почему хранить сбережения
Практикум
1
в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Практикум
1
1
Что такое кредиты и надо ли их Практикум
брать
Практикум
1
Изучаем сайт Центрального
банка РФ
Исследуем, какими
Мини1
банковскими услугами
исследование
пользуется семья
Практикум
1
Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебная экскурсия
1
Учебные мини-проекты
Защита проектов
1
Тема занятия

26
27
28
29
30
31
32
33

34

«Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнесинкубаторы
Ролевая игра «Открываем
фирму»
Что такое валюта и для чего она
нужна
Учимся находить информацию
о курсах валют и их изменениях
Обобщение результатов
изучения модуля
Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес»
Резервный час

Практикум
Практикум
Учебная экскурсия

1
1
1

Занятие-игра

1

Практикум

1

Практикум

1

Контроль знаний

1

Выставка
портфолио

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».