Приложение Nэ 25 к ОП СОО ФГОС, угвержденной прикtlзом от 20.06.2024 г. Ns 86/l
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа }lb 178
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета
Протокол
года
JVg 1
от
А. Григорьева)
(30) августа 2024
0>>
августа2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (Пишем сочинение-рассуждение>>
(среднее общее образование)
Фгос соо
Екатеринбург
r
2024
Пояснительная записка
Элективный курс «Пишем сочинение-рассуждение»
предназначен для подготовки учащихся 10 и 11 классов к ЕГЭ по русскому языку.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, авторской программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на
ЕГЭ» под редакцией А. Г. Нарушевича(М: Просвещение, 2018г)
Цели элективного курса:
➢ подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
➢ развитие творческих способностей личности;
➢ развитие логического мышления;
➢ развитие связной монологической речи;
➢ овладение учащимися свободной письменной речью
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению
задания II части ЕГЭ (сочинение-рассуждение):
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное
высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст;
прививать способности к самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты реализации курса
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в
ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного
уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
✓ понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
✓ формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и
комментировать её;
✓ определять позицию автора;
✓ высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не
менее двух аргументов, опираясь на читательский опыт);
✓ уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно, анализировать
творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
1. ЕГЭ 2021. Русский язык. 25 лучших вариантов: учебное пособие. / А.Г.Нарушевич,
Н.М.Семеречинская. – М.: «Просвещение», 2021
2. ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение: Учебнометодическое
пособие / Н.А. Сенина и А. Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной.12-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Легион», 2022
3. ЕГЭ-2021.ФИПИ школе. Русский язык. Отличный результат / Цыбулько И. П. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2022.
4. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема / Беляева О. Н.- доп.Издательство «Феникс», 2021.
5. Русский язык и литература: Русский язык: учебник для 10 класса: среднее общее
образование/ Т.М. Воителева. – 8-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.
6. "ЕГЭ 2021. Единый государственный экзамен. Русский язык. Готовимся к итоговой
аттестации.: Учебное пособие Драбкина С.В., Субботин Д.И. - М.: Издательство
«Интеллект-Центр», 2022.
7. Русский язык. 10–11 классы. ЕГЭ. Карманный справочник / Сенина Н.А. – СПб.:
Издательство «Легион», 2020.
8. Цыбулько . ЕГЭ-2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36
вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное
образование», 2021.
9. ЕГЭ 2022. Тренажёр. Русский язык. Подготовка к написанию сочинения/ Назарова
Т.Н., Скрипка Е.Н.; под ред. Лошкарёва Н.К. - М.: «Экзамен», 2020.
10. ЕГЭ 2021 Русский язык. Типовые варианты экзаменационных заданий: 50
вариантов/ Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Дощинский Р. А.; под ред. Лаппо Л.Д.
– М.: «Экзамен», 2022
11. ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ /Симакова
Е.С.; под ред. Свитнева Т.: Издательство АСТ, 2012.
12. Долинина Т.А.Русский язык.10-11 классы. Алгоритм написания сочинения:
Учебное пособие.-Екатеринбург:ИРРО, 2022.
Поурочное планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
тема
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная
целостность текста.
Критерии и нормы задания №27 в
тестах ЕГЭ по русскому языку.
Текст. Тема текста.
Практикум. Определение темы текста.
Основная мысль текста.
Практикум. Определение основной мысли текста.
Что такое проблема текста?
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему
текста?
Практикум. Выявление и формулировка проблемы текста.
Особенности выявления и формулировки проблемы текста
художественного стиля.
Практикум. Проблема текста
художественного стиля.
Что такое комментарий. Типы
комментариев.
Структура комментария. Отличие
комментария от пересказа
Как подобрать примеры для комментария.
Практикум. Подбор примеров для комментария.
Что такое пояснение к примеру?
кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Практикум. Формулируем пояснение к примеру.
Микровывод. Что это и зачем он нужен.
Учимся делать микровывод .
Взаимосвязь между примерами. Виды взаимосвязи.
Противопоставление.
Практикум. Пишем комментарий с типом связи
противопоставление.
Виды связи между примерами. Причина – следствие.
Практикум. Пишем комментарий с видом связи причина –
следствие.
Взаимосвязь между примерами. Виды взаимосвязи.
Детализация.
Практикум. Пишем комментарий с типом связи
детализация.
Взаимосвязь между примерами. Виды взаимосвязи.
Дополнение.
Практикум. Пишем комментарий с типом связи
дополнение.
Как оформить комментарий.
Как оформить цитаты.
Практикум. Формулируем проблему, пишем комментарий.
Что такое позиция автора?
Как выявить позицию автора?
Как сформулировать позицию автора?
Практикум. Определение проблемы и
точки зрения автора
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Автор или рассказчик?
Согласие или несогласие с позицией
автора
Что такое аргументация? Основные
типы аргументов.
Практикум. Оформляем свою позицию, используя
аргументы из прочитанной литературы.
Искусственные доказательства.
Логические аргументы.
1
1
1
1
Практикум. Оформляем свою позицию, используя
логические аргументы.
Чувственные
аргументы.
Практикум. Оформляем свою позицию, используя
чувственные аргументы.
Типовые конструкции для выражения своей позиции.
Что такое композиция сочинения?
С чего начать и чем закончить?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Логические ошибки. Абзацное членение.
Практикум. Выстраиваем сочинение композиционно.
Виды и формы вступления.
Практикум. Написание вступления к сочинению
Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в
заключении.
Практикум. Пишем заключение к сочинению.
Типы ошибок. Фактические ошибки.
Этические ошибки.
Практикум.
Редактирование
текста,
устранение
фактических и этических ошибок.
Речевые ошибки. Типы речевых
ошибок
Практикум. Редактирование текста, устранение речевых
ошибок.
Грамматические ошибки. Типы грамматических ошибок.
Практикум.
Редактирование
текста,
устранение
грамматических ошибок.
Практикум. Редактирование текста, устранение ошибок
всех типов.
Обобщение изученного. Основные
этапы работы над сочинением.
Сочинения по проблеме гуманизма и
гуманного отношения ко всему живому
Сочинение, затрагивающее духовное
развитие личности.
Работа над сочинением с проблемой
выбора гражданской позиции.
Философские проблемы в сочинении
Проблема истинных и мнимых
ценностей в сочинении
«Человек и война» как проблема
сочинения на ЕГЭ.
Сочинение по проблеме, связанной со
взаимоотношениями человека и
природы
Зачетный урок.
Анализ текстов готовых сочинений.
ВСЕГО 68 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1