l
бýD
Fн
lдi
lJ
р
анБ
хБз
йЕа
л
уьa J_.] ts
(r
b]J (J
IЕФ
2
ý ОЕ
|о'ý
о
Еьд
ло
UJx
-cD
<эБ
ч
F.l
лtР
ЕU
,]
чо
F]
р
Г-)
?Fýl
Ij
..ь
чf
э
Ёi
li:i
l)r
1-1
,t<
lrз
-l
Fl
l
оФ-}--ез
}l
,v
tъ Ё
п
,*r Е р
Фч Фl
-tDл
Ё]a
л
,\J,
\J
|Tl а
|i
,^\
/.t
'(-)
:
l
L^J
a'.
р
Ф
-х
ll
ir
ol
ч
-l
9
t,,.)
ý
ь..)
ts)-ЧJcil
l-j
С)
\л
L{
2\.
л,-
}ч
\z.l
н
хз
\J-
\л
Ё(
g
v
wц
_:
\.,
l
W
a>
ал
W
б
х,o
IЕ,trЕо
Ё
А.\
р
Yl
t-cD б
U,icл
\Jl:E
Ёl
?F\-о=Ф
ýнб
.9ёо
;Kс>l
БчЕ:
\у Е]
цФФ
л\
1
Fя
Ч,'
-z
z
лс
t
\J
х')-4
l-
(J
Y
SФ
(rv]U
g
/ý\
ýъ р
Еч
Е/л
tъо
у^
!r
,g,.*r*"':;i:';'Ъ
|-a,
*\
\/
Ё.
Fr<
q-J
Чýэц
ха Е -(i
\-l (э о
ло ýс -\J
/А lrrt
L )Е-
Е
л1
р
Lr
Ег,
н
|_l
ll
,q)
]$ffi,,
ф}ffi
(rр
ý)
(J
-l
чо
оа)
рФ
с
Егi
NJ*
I\.)
.ь
:1
|ч<
*'
l_,J
ФviOl
\J
:ýБ
ЧЦц)д
ь;Е=-]
б=i-.
гчi
L-
EJ*Jt]
/\
,дr л]
г-гW
EL,
l-
F.]
х з Е
чч
Ч
+j оод
FJб
=
N+-rC
ЁсD
сDslэ
7;
-l
.
(J
сDФ
t\)
-l_J
-о\
оЗ
.1ч-
:Е
ць
ýоо
ý
:
3
N,)
оо
Ф\
I раздел. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Родной язык (русский)» является освоение
содержания предмета «Родной язык (русский)» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных
возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную
позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального
образования и дальнейшего самообразования;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных
коммуникативных способностей и речевой культуры.
1. Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
1
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
2. Личностные результаты.
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко
культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности
и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
3. Метапредметные результаты.
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
2
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
II раздел. Содержание учебного предмета.
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными
содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского
речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского
языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
3
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности..
«Родной язык (русский)», 10 класс Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в
международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней
языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах
всовременном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся
в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы
употребленияпричастных и
деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в
ситуациях
делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы
речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной
речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
4
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные
средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Резерв учебного времени – 3 ч.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с
текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы
современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.
Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литератур- ного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода
аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты.
5
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы
текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени – 3 ч.
6
III раздел. Тематическое планирование.
10 класс
№ п/п
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
II.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
III.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема
Язык и культура (8 часов)
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире русского языка в 21 веке, его
причины
Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая
переоценка
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»
Анализ контрольной работы
http://www.gramota.ru/slovari/
http://school-collection.edu.ru/
Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая
избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
http://www.rubricon.com/
http://rus.1september.ru
http://www.legionr.ru/
Речь. Речевая деятельность. Тест (15 часов)
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия».
Риторика остроумия.
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Р/р Публичное выступление (практическое занятие)
Р/р Публичное выступление (практическое занятие)
Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи.
Язык художественной литературы. Разговорная речь.
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка».
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме.
Защита проекта по предложенной теме.
Резервные урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
35.
Итого:
№ п/п
I.
1.
2.
3.
4.
5.
Резервный урок
http://www.rubricon.com/
http://rus.1september.ru
http://www.legionr.ru/
http://fcior.edu.ru/about.page
http://school-collection.edu.ru/
http://window.edu.ru/
творческих работ – 3, контрольных работ – 3
11 класс
Тема
Язык и культура (5 часов)
Язык и речь. Язык и художественная литература.
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии языка.
1
1
1
1
1
http://www.gramota.ru/slovari/
II.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
III.
24.
25.
26.
http://fcior.edu.ru/about.page
http://school-collection.edu.ru/
http://window.edu.ru/
http://www.slovari.ru/
Культура речи (18 часов)
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей
Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»
Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа творчества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского
языка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи.
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения.
Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка».
Анализ контрольной работы
http://www.gramota.ru/slovari/
http://fcior.edu.ru/about.page
http://school-collection.edu.ru/
http://window.edu.ru/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов)
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте.
1
1
1
8
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Итого:
Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы
текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Защита проекта по предложенной теме
Резервный урок
http://www.philolog.ru/dahl
http://school-collection.edu.ru/
http://www.naexamen.ru/gram
контрольная работа – 3, развитие речи – 6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9