РП Финансовая грамотность ФГОС СОО (базовое изучение).doc

l,-l Е

FЁ

3

ано

яЁ9

}-{
ЕФ
l-{
tr.'
a)

ч:
*
Е
l
)Е

F.t

3ý

\J

Ё

l
!l
Fl

i*ё

О

,-J

ý
аi
гЕ
*
о

ла

}дl
"l

ý)

}-{

аз

vý

н(D

l+{

Ф

Е
lл/

Ео х
(./
ýо

ý9
х8

F,i

о
х

iFD

н

зЁr

'ýJБ
ц
l

)dz

FJ

dB

Fj

о
}r
р

l

,^l
Y
l

r.i

': ol
Ея
lx
ahу

Ё9
ilx

}.ч
-]н

eJU

i

Фii
:9J

!a

!9^

:a|
JФ
,lJ
-rt

в,Oн

trt
Dэ

ll
=l

*
ol

чу
li

l]
9

bJ
.q

ý

N,J

zo
Б8

сп

:У
-iP,

r_,.
lд{

jФ

цн
qE

Фг
чlЕ
аl_Ф
Ё(чrЕ
(эФ
EaJ
ý;2
tD Д
зБ
ож

Б!Ё

чl

оо)
оý
\JЁ

]g

lq

t*,

аЕр
Бз
9J
ri

2
lo'

Еý
7 tl

'Y

El

Еýэх
tazр

(<

лЕlо

XFin
\rjt

Y

8аэ
л'ri

-

Ф

Ех

trц
ч
}tФ

л
ч

Ф
\/
t-., l_j'
$}+(.
'} /ti-

(D ,н

иБ
!qъ
LЕ{

tгн

L]

хЕ
ЕХ
ЕФ
а
Е
=
нý)
оч
Wх

,(J

i
.jt

ЕП']:' ql
.,,Ё,:."'Q

:,i,{_*' ,cD

I

nr"ý'_a;'ý

хх

Ёл
tsY
хе
E-Yl)(

о
д

Бе
!,Е

Ё

FJ
ЕЁ

(Dз

;."i.e}

.?
о
н
р

N.)
о
NJ
ý

l

нор

Е8Ol

-tJý)Ё
gJý
оЕ
ЕЕБ

Ф

нý
Еld

{,. t
-, I
l

;g.::
r Ц;'.:

ýЕ
i;j tб
чу,
l
ltЧ

lo'

ж
х

#Еi
Е-я

9i)

FtJ,

lr{
tsi{
(D

Ё
б

=ý
гtъ
llv

лU
\Jv
ЕY

=

L

х

Е 'сэ
}rФ
lDE ;

*лq

ol

Ео

}-]

r,,t

-V

Eol
Е;
Фо
УЕЕ

,-t

Etv
*Fl

lra

оý
л(D
нý
\J
!.t

*

/л*Ol
,а,Ёо
ъЁý
}r=ц
!i
-irE
,iPiJ

tJ

бз Е

YЕ

рБ

Jr
л

t_J

о
rd
Ф

р
Е0

б

э?9
Ц

l
п
U
lI

ц

Е.
F{

l-t

t\J

но
Dэ о\
EbJ ч
Ех
Бп
л
у2
lo'
Еa
роо о\
--\

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
07.06.2012 г., рег. номер № 24480 с изменениями на 12.08.2022 № 732), а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Федеральной рабочей программе
воспитания. Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» на уровне среднего общего образования отражает
основные требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Цель реализации данной программы – формирование одной из составляющих функциональной грамотности обучающихся - финансовой
грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение
умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными
финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
- формирование базовых знаний о личных финансах, кредитно-финансовых посредниках, банковской системе, видах банковских
карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт;
инвестиционной стратегии, инвестиционных финансовых инструментах; налоговой системе России и ее устройства, общих принципах
работы налоговой службы; видах налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан
России, способах расчёта сумм налогов к уплате; структуре и особенностях страхового рынка в России, основных участниках страховых
отношений, алгоритме действия при наступлении страховых случаев;
- формирование базовых знаний о преимуществах и недостатках предприятий различных организационно-правовых форм;
правилах создания нового бизнеса; программах в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых

предпринимателей; основных элементах бизнес-плана, последовательности его составления; видах режимов налогообложения бизнеса;
признаках финансовой пирамиды, механизмах её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё; возможных
финансовых мошенничествах, с которыми можно столкнуться в сети Интернет; основах функционирования пенсионной системы в
России, видах пенсий и условий их получения, способах формирования будущей пенсии, факторах, определяющих размер будущей
пенсии гражданина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к метапредметным результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области
управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с
окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.
Базовые понятия и знания Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история,
процент, ипотека, кредитная карта, авто-кредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов,
порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов,
характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид
кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права,
проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать
стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать
оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в
банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления,
брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных
участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами
такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание
структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке
ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом
рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений
на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков,
связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить.
Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания
налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых
необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей
системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и
задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к
уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай,
страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых
продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности
выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые
продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.

Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию,
уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой
компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о
страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и
прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент,
налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура
доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в
работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта
доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание
основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным пред- приятием.
Модуль 6. Финансовые мошенничества. Как распознать и не стать жертвой.
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация
инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп,
фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о
признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования,
особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и
доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и
приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый
сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать
доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы
финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного
обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения,
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России,
рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей
будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Технологии, используемые в обучении:
1. Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения
до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание
учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное
сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников;
аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с
творческой импровизацией учителя; использование технических средств.

Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с
участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
2. Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования
умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий
характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является
связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления
поисковой деятельности и др.
3. Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез
абстрактного восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие
теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством
моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях.
Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
4. Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения
знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания,
практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
Методы и формы контроля: Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня
осознания обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль проводится как в рамках
практикумов (в форме тестирования, решения практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций),
так и в рамках обучающих деловых игр.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
•

усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;

•

достижение результата или оценивание существующих альтернатив;

•

обоснование выбора одной из альтернатив.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных
случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
•

оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе,

последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более
90% заданий);
•

оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его,

справляется с заданиями (более 70% заданий);
•

оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил

его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов,
справляется с отдельными заданиями (более 50% заданий);
•

оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не

справляется с заданиями (менее 50% заданий).
Критерии оценки участия в учебной игре:
•

соблюдение регламента игры;

•

достижение планируемого результата;

•

умение выбирать необходимую информацию из различных источников;

•

умение использовать полученную информацию для принятия решений;

•

умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную,

находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных
случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
•

актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;

•

постановка цели проекта;

•

формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;

•

оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;

•

полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;

•

соответствие оформления проекта требованиям.

В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
•

убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;

•

использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;

•

умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;

•

соответствие полученного результата поставленной цели.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных
случаях учащимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего

Введение. Что значит быть финансово

образовательные ресурсы

Контрольные Практические
работы

1

Электронные цифровые
работы

1

грамотным.
Модуль 1. Банки и чем они могут быть полезны в жизни. 11 ч.
2-3

Управление личными финансами и выбор

2

www.ereport.ru

банка
4-5

Как сберечь накопления с помощью

2

1

www.cmmarket.ru

2

1

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг

депозитов
6-7

Проценты по вкладу: большие и
маленькие

8

Банки и золото: как сохранить сбережения

1

www.stat.hse.ru

1

www.ereport.ru

в драгоценных металлах
9

Кредит: зачем он нужен и где его
получить

10-11

Какой кредит выбрать и какие условия

2

1

www.cmmarket.ru

1

1

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг

кредитования предпочесть
12

Как управлять деньгами с помощью
банковской карты

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. 9 ч.
13-14

Финансовые риски и стратегии

2

www.ereport.ru

2

www.cmmarket.ru

инвестирования
15-16

Что такое ценные бумаги и какими они
бывают

17-18

Граждане на рынке ценных бумаг

2

19

Зачем нужны паевые инвестиционные

1

1

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг
www.stat.hse.ru

фонды
20-21

Операции на валютном рынке: риски и

2

1

www.ereport.ru

возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить. 6 ч.
22-23

Что такое налоги и зачем их нужно

2

www.nalog.ru

платить
24-25

Виды налогов, уплачиваемых

2

1

www.nalog.ru

2

1

www.nalog.ru

физическими лицами в России
26-27

Налоговые вычеты или как вернуть налоги
в семейный бюджет

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. 6 ч.
28

Страховой рынок России: коротко о

1

www.vopreco.ru

1

www.vopreco.ru

главном
29

Страхование имущества: как защитить
нажитое состояние

30

Здоровье и жизнь – высшие блага:

1

www.vopreco.ru

www.vopreco.ru

поговорим о личном страховании
31

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

32-33

Доверяй, но проверяй: несколько советов

2

1

www.vopreco.ru

по выбору страховщика
34

Итоговое обобщение

1

1

Всего

34

1

9

Тематическое планирование
11 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего

Введение.

образовательные ресурсы

Контрольные Практические
работы

1

Электронные цифровые
работы

1

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. 11 ч.
2-3

Создание собственного бизнеса: с чего

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг

2

нужно начать
4-5

Пишем бизнес-план

2

1

www.stat.hse.ru

6-7

Расходы и доходы в собственном бизнесе

2

1

www.cefir.ru

8-9

Налогообложение малого и среднего

2

1

www.beafnd.org

2

1

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг

бизнеса
10-11

С какими финансовыми рисками может

встретиться бизнесмен
12

Итоговое обобщение по модулю

1

«Собственный бизнес: как создать и не
потерять»
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой. 11 ч.
13-14

Финансовые риски и стратегии

2

1

www.vopreco.ru

инвестирования
15-16

Финансовые пирамиды, или как не

2

www.vopreco.ru

попасть в сети мошенников
17-18

Виды финансовых пирамид

2

1

www.vopreco.ru

19-20

Виртуальные ловушки, или как не

2

1

www.vopreco.ru

потерять деньги в сети Интернет
21-22

Сюжетно-ролевая обучающая игра «Все

2

слышат»
23

Итоговое обобщение по модулю

1

www.vopreco.ru

«Финансовые мошенничества: как
распознать и не стать жертвой»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. 8 ч.
24-25

Думай о пенсии смолоду, или как

2

www.vopreco.ru

формируется пенсия
26-27

Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями

2

1

www.vopreco.ru

28-29

Как выбрать негосударственный

2

1

www.vopreco.ru

пенсионный фонд
30-31

Обучающая игра «Выбери свой

2

негосударственный пенсионный фонд»
32-33

Представление результатов проектно-

2

исследовательской деятельности
34

Итоговое обобщение

1

1

Всего

34

1

9

Программно-методическое обеспечение
Основная литература
Печатные издания
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400
с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».