Учебный план ФГОС ООО 2024-2025 учебный год

IIрLl,гlOJIсеttLlе JW
_|,п,lBep,HcDett tto

Iри

I

tt

,]ltC

,I,I

c.Ila Il14и

II

с1

,

g.lIil [,() [,14 Ll сс

1

it пр Llltt,tOлl 0п1 2 0.06.

у t](с piK/la :()
/l и|р(tQ:K'I'OP I\4 л\(:)у

я,I,о

KoI,o cOI}c,I,a

I Ip(),1,oKoJt }Г,,

l

о], ((30)) aBI,)/c,гa 2021 I,o/la

l к ОII ООО
2

cllI'()(:,

()24,:.

t

с yr,II,JJI уб;rс

r

rIl)сс)JrlIN4 с,[,()

[t}D.

{tI

,I MIо
[rI
]

(],()III J\i, l 78
tC

I.1

,,rл,]у,
1

l

"i

II DIи кса,з }]il

)

I I L{

С N{ O'I'/lC-rI [,

II

I)I

(),

77,1/)1,I, ((3

( >)
()

JI.Д.

I'pt4 I,()pI>cIti.}

AI]I,vcl,a

]024

I,o.Ili]

tJ

УчебlIьIй пJIаII
и lци

пilJIьноI,t)

а B,I,()II0M IIt)I,0

го учрежде[I и я средll ей
обIIIеобразова,I,еJIьIIой шIкоJIы Лb 1 78
с уI,Jlуб.llеtlIIым изучеIIием от)lеJILных преlцметов
IIа 2021-2025 учебrlьrЙ I,0/I
об

llцеобразова,гел

ь IIо

ОсII0RIIое обIIцее образ()ваIlие

[,.

Ilка,гсриIIбурI,
202/+ t,o/l

Х

{

/!/,,,.i

МуII

"ф 8(l/

l

Пояснительная записка к учебному плану
МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
на 2024–2025 учебный год
1. Нормативно-правовые основания составления учебного плана
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии п. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ является документом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности,
формы промежуточной аттестации, фиксирует комплекс основных нормативов образования в части объема обязательной и максимальной учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. №273-ФЗ с изменениями и дополнениями от 31.03.2015 г.;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г.
№ 993 «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 №62
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2024 №31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 №110
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023
№1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
1

начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с
изм. от 23.12.2020 № 766);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об
изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Устав МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов.
Учебный план является частью образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Общие положения
Своеобразие учебного плана заключается в том, что он отражает приоритеты
развития школы, стратегическая цель которой – формирование целостной образовательной системы школы современных образовательных технологий, что позволит создать комплекс условий для гармонизации педагогических взаимоотношений между
субъектами образовательной деятельности и будет способствовать успешной самореализации и самоопределению личности как учащегося, так и учителя, формированию
у них ценностных ориентаций, адекватных современной ситуации.
Целевые ориентиры:
- формирование у учащихся понимания уникальности и самоценности жизни
каждого человека;
- формирование у учащихся потребности в раскрытии и развитии своих потребностей и способностей;
- формирование у учащихся умения развивать и применять в практической деятельности свои способности;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных
и общекультурных потребностей учащихся в соответствии с их личностными особенностями и возможностями.
Для достижения поставленных целей педагогический коллектив школы поставил
перед собой следующие задачи:
2

1) повышать качество образовательного процесса через обновление содержания
образования и научно-методическое обеспечение;
2) овладевать педагогическим коллективом школы современными педагогическими технологиями, активными методами и формами организации познавательной
деятельности;
3) обновлять материально-техническую базу школы (пополнение кабинетов
ТСО, создание научно-исследовательского центра, технологической лаборатории);
4) оказывать систематическую помощь родителям как участникам образовательного процесса.
В целях реализации поставленных задач определены основные направления деятельности:
1. Практическая реализация прав ребенка на качественное образование.
2. Раскрытие творческого потенциала ученика, обеспечение развития детей, исходя из принципов индивидуализации и дифференциации образования.
3. Создание взаимодействия семьи и школы как условие всестороннего развития
школьника.
Научно-педагогическими основами учебного плана школы являются:
- полнота,
- целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов),
- сбалансированность,
- преемственность между уровнями и классами (годами) обучения,
- учет возможностей методической и материально-технической базы.
Учебный план позволяет соединить общеобразовательную обязательную подготовку с углубленным изучением отдельных предметов на основе обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана обеспечивает изучение учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, право на полноценное образование. Номенклатура обязательных
предметов представлена полностью. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с Образовательной программой школы,
обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании обучающихся и их родителей, готовность обучающихся использовать сформированные ключевые и предметные компетенции, полученные знания, учебные умения, навыки и способы деятельности для решения практических и теоретических задач.
Учебные дисциплины, представленные в части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, ориентированы:
- на расширение горизонтов самоопределения;
- систематизацию и углубление полученных ранее знаний;
- содействие развитию творческих способностей учащихся;
- развитие гуманной самоактуализации в условиях возрастающего динамизма
социальных изменений;
- на решение проблем, выявленных в процессе обучения и направленных
на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных
стандартов.

3

Максимальная учебная нагрузка во всех параллелях соответствует требованиям
САНПиНа 2.4.2.2821-10 (пункт 2.9 «Требования к режиму учебно-воспитательного
процесса»).
Содержание образования в школе направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности за свою судьбу. При разработке содержания
на различных уровнях обучения важным является выбор приоритетов, основанных на
следующих принципиальных установках:
- единая основа учебных планов всех уровней образовательной организации,
т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг учащимся на основе учета их
склонностей и обеспечивающих дальнейшее развитие и самоопределение личности;
- гуманизация образования: ориентация на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободное развитие личности.
При конструировании учебного плана учитывались особенности организации
образовательного процесса на втором уровне школьного образования:
- усиление роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс нескольких видов деятельности (учебной, проектной, учебноисследовательской) и разных форм деятельности (урочных и внеурочных);
- использование практик, групповых и индивидуальных консультаций, тьюторское сопровождение для выращивания учебной самостоятельности подростков;
- новые подходы к домашним заданиям;
- интеграция предметов.
Учебный план школы содержит механизмы, позволяющие создать возможности:
- для личностной ориентации содержания образования, выбора учащимися основной школы наиболее привлекательных и значимых содержания образования и
форм учебной и внеучебной деятельности;
- демократизации образовательного процесса, предоставления права выбора
обучающимся;
- усиления в содержании образования деятельностного подхода, практической
ориентации;
- обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции
содержания образования, усиления интегративного подхода к организации учебного
процесса за счет межпредметных, разновозрастных образовательных модулей и курсов, включения информационных технологий во все учебные предметы образовательного плана;
- ориентации содержания образования на выделение ядра, базовой составляющей основного
общего образования
за счет культурных предметных
средств/способов действия;
- нормализации учебного процесса и нагрузки учащихся, ее индивидуализации
на основе сокращения обязательной составляющей аудиторной учебной нагрузки на
30%;
- дифференциации образования, усиления гибкости в построении учебного процесса путем сокращения инвариантного ядра содержания образования, использования
4

модульного подхода, дифференциации требований к глубине и полноте освоения
предлагаемого содержания основного общего образования; изменения на этой основе
системы внутришкольной текущей и промежуточной аттестации учащихся;
- формирования информационной культуры учащихся за счет включения ИКТ в
содержании всех базовых дисциплин, введения занятий по информационным технологиям с 5-го класса, а также организации единой информационной среды образовательного учреждения.
В образовательном процессе могут использоваться следующие виды урочных
(аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий:
- урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного
контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
- экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики
получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной
действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные
памятники, музеи);
- творческая мастерская – аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту
путем самостоятельного или коллективного открытия; основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой
деятельности;
- конференция – аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения
итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
- спортивное соревнование – это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся
в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
- образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция,
разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
- познавательная лаборатория – аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения; это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения по разной тематике);
- школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя;
- кафедра – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие
проектной и исследовательской деятельности по предмету;
- индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – аудиторное занятие
(внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории
ученика;
5

- социальный проект – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.
А также такие формы внеурочных занятий, как занятия в клубе, спортивная секция, поход и др.
Выбор видов деятельности и форм проведения занятий зависит от изучаемого
материала. Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает
интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
3. Регламентирование образовательного процесса.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с календарным
учебным графиком.
Продолжительность учебного года в 2024–2025 учебном году в 5–9-х классах
составляет 34 недели.
Устанавливается продолжительность учебной недели в 5–9-х классах – 5 дней.
Продолжительность уроков (академический час) – 40 минут.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике, труду осуществляется деление класса на две группы.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения общеобразовательной программы на уровне основного общего образования (5–9 классы) – за каждую четверть.
Промежуточная итоговая аттестация проводится без прекращения образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательной организации, Положением о
промежуточной аттестации.
Сроки проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов устанавливаются ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки (Рособрнадзор).
4. Структура и содержание Учебного плана
Учебный план определяет:
- нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования – 5 лет;
- максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной
неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно;
- максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа;
- количество учебных занятий за 5 лет на одного обучающегося – не менее 5058
часов и не более 5848 часов (не более 37 часов в неделю);
- продолжительность учебного года – 34 недели в 5–9-х классах;
- продолжительность рабочей недели – 5 дней.
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные
планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
6

Формирование учебного плана МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением
отдельных предметов, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных
планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы «Русский язык» (базовый и углубленный уровни) и «Литература» (базовый и
углубленный уровни);
предметная область «Иностранные языки», включающая учебный предмет
«Иностранный язык» (английский) – базовый уровень;
предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы «Математика» (базовый и углубленный уровни): учебные курсы: алгебра, геометрия, вероятность и статистика»; «Информатика» (базовый уровень);
предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные
предметы «История» (базовый и углубленный уровни); «Обществознание» (базовый
уровень); «География» (базовый уровень);
предметная область «Естественно-научные предметы», включающая учебные
предметы «Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый уровень);
«Биология» (базовый уровень);
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
включающая учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (базовый уровень);
предметная область «Искусство», включающая учебные предметы «Изобразительное искусство» (базовый уровень), «Музыка» (базовый уровень);
предметная область «Технология» (базовый и углубленный уровни), включающая учебный предмет «Труд»;
предметная область «Физическая культура», включающая учебный предмет
«Физическая культура» (базовый уровень);
предметная область «Технология», включающая учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень).
5. Изучение предметов на углубленном уровне.
Обеспечивает реализацию углубленное изучение отдельных предметов в зависимости от направления:
Направление
Предметы на углубленном уровне
гуманитарное
русский язык, литература, история
физико-математическое
математика, физика
математико-технологическое
математика, технология
6. Сетки учебного плана основного общего образования (обновленный
ФГОС ООО).
Учебный план обеспечивает освоение обучающимися программ базового и
углубленного (математики, физики, технологии, русского языка, литературы, истории)
изучения отдельных предметов и общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей,
интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
7

Особенности изучения русского языка и литературы.
Изучение предметов «Русский язык» и «Литература» направлено на формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в
области языковой подготовки и культуры речевого общения; позволяет сформировать
целостный взгляд на науку о русском языке. На этой основе учащиеся могут лучше
овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить уровень своей речевой грамотности.
Обучение учащихся предмету «Русский язык» в 5–9 классах ведется на основе
Федеральной образовательной программы основного общего образования, авторских
программ отдельных учебных предметов и курсов:
Содержание обучения русскому языку на углубленном уровне предполагает генерализацию учебно-языковых и речевых умений и навыков, подготовку обучающихся к самостоятельному и творческому решению межпонятийных и межпредметных
учебных задач.
Обучение русскому языку на углубленном уровне способствует формированию
следующих компетенций: коммуникативной; языковой; лингвистической. Это не
только решает проблему усвоения основных норм современного русского литературного языка, но и предполагает ознакомление обучающихся с нормативным, коммуникативным, этическим аспектами речевой деятельности.
Изучение литературы на углубленном уровне рассчитано на обучающихся
с выраженными гуманитарными способностями, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой и предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала.
Углубленный курс, близкий к традиционной линейной историко-литературной
канве, позволяет воспитать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно
в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Углубленное изучение школьного курса литературы содержит:
1) изучение древнерусской литературы на историко-литературной основе с
включением монографических и обзорных разделов;
2) рассмотрение основных потоков литературы 18–19 веков в тесном взаимодействии с другими видами искусств: живописью, графикой, музыкой;
3) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений анализировать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отраженной в литературных произведениях 20 века на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
4) освоение теоретико-литературных сведений как ключа к разбору каждого
произведения, что способствует глубокому проникновению в текст художественного
произведения, пониманию идейного замысла писателя, интеллектуальному развитию
учащихся.
8

С учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сетку учебного плана с 5-го по 9 классы
включены учебные дисциплины «Родной язык» «Родная литература» – по 0,5 часа в
неделю.
Особенности изучения математики.
Обучение математики строится на основе Примерных программ отдельных
учебных предметов и курсов.
Для реализации углубленного изучения предмета предусмотрено увеличение количества часов на изучение отдельных глав.
Увеличение времени, отводимое на изучение материала, позволяет учащимся
приобрести навыки быстрой обработки цифровой информации, овладеть способами
рационального счета.
В 8–9 классах образовательный предмет «Математика» представлен учебными
дисциплинами «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В результате углубленного изучения математики обучающиеся на высоком
уровне могут использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни. Изучая математику на углубленном уровне, ученик
должен знать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике. Уметь применять математические методы к анализу и исследованию
процессов и явлений в природе и обществе. Помимо этого, углубленный курс позволяет учащимся различать требования, предъявляемые к доказательствам в математике,
естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике. Понимая роль аксиоматики в математике, учащиеся имеют возможность построения математических теорий на аксиоматической основе для других областей знания на практике, учитывают вероятностный характер различных процессов и закономерностей
окружающего мира.
Особенности изучения истории. Важнейшая специфическая функция обучения
истории – это функция социальной памяти. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, её историческое сознание.
Одно из центральных мест в системе углубленного изучения истории отводится
формированию способов информационно-коммуникативной деятельности, в рамках
которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания
достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую. Принципиальное значение приобретает умение различать факты, и мнения, теории и гипотезы, что предполагает целенаправленное использование
соответствующих заданий. С учетом сказанного, в рамках углубленного изучения истории предусмотрена регулярная организация работы обучающихся с историческими
документами разных типов, доступной для понимания подростков научной и научнопопулярной литературой (статьи, фрагменты сочинений известных историков), учебными пособиями, дополняющими основной учебник или содержащими иной взгляд на
рассматриваемую проблему, визуальными источниками (фотографии, картины, иллю9

страции, реконструирующие прошлое, фрагменты кино- и телефильмов и т.д.), средствами графической наглядности (диаграммы, графики, схемы). Подбор и использование источников осуществляется таким образом, чтобы они не просто дублировали или
иллюстрировали уже изученный материал, но и давали информацию для самостоятельного исторического анализа, для новых выводов, оценок, обобщений. Способы
деятельности обучающихся с источниками информации постепенно усложняются. Достойное место в организации углубленного изучения истории отводится творческим
работам обучающихся сообразно их возрасту, формированию навыков подготовки докладов, рефератов, проектов. Наряду с индивидуальной формой работы применяется
работа в малых группах.
В результате изучения предмета «История» обучающиеся должны достичь понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Уметь объяснить исторически сложившихся нормы социального
поведения; использовать знаний об историческом пути и традициях народов России и
мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Особенности изучения труда. Учебный предмет «Труд» формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою
очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
и вариативности мышления у обучающихся. Главная цель учебного предмета «ТехноТруд» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических
условиях. Учебный предмет «Труд» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Углубленное изучение технологии предусматривает увеличение времени на
прохождение темы «Проектирование и изготовление изделий», участие школьников в
проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Учащиеся, осваивающие курс технологии на углубленном уровне принимают
участие во внешней оценке качества образовательных результатов, а также публичной
их презентации. К таким процедурам относятся: участие в олимпиадах, научнопрактических конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ, творческих
конкурсах, выставках, ярмарках-продажах, размещение творческих работ на сайте ОУ,
представление творческих работ общественности.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не
только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и
10

свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение,
будет способствовать осознанному выбору профессии.
Другие особенности учебного плана.
Целью учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа
России и уважения к ним.
В качестве «Иностранного языка» преподается «Английский язык».
Учебный предмет «География» обеспечивает преемственность с географической
частью содержания природоведения, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Важнейшими задачами обучения географии являются освоение знаний об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о географическом разнообразии и целостности России, о путях сохранения и
рационального использования окружающей среды; овладение умениями использовать
различные источники информации и геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных, объяснять и оценивать явления и
процессы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдения за состоянием окружающий среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание
патриотизма, взаимопонимания, экологической культуры; применение знаний и умений в повседневной жизни, адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Изучение предметов естественнонаучной области направлено на освоение знаний о закономерностях природы, методах современного научного познания; овладение
умениями применять знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности
собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в
области биологии, физики, химии, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения и эксперименты; развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения учебных задач;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, формирование представление о физической картине
мира; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, при
оценке последствий собственной деятельности.
В предметной области «Искусство» представлены такие предметы как «Музыка»
и «Изобразительное искусство». Изучение учебного предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения
к миру; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Целью изучения данных дисциплин является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства воспитания
в развитии творческих способностей и изобразительных навыков.
Учебный предмет «Физическая культура» развивает у учащихся основные физические качества и способности, направлена на укрепление здоровья, расширение
11

функциональных возможностей организма; формирует культуру движений, обогащает
двигательный опыт посредством физических упражнений с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитывает устойчивый интерес и положительное
эмоционально-ценностное отношение к здоровью, оздоровительной деятельности.
Курс «Основы безопасности и защиты России» предназначен для формирования
у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и
умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от
них, оказывать само- и взаимопомощь.
Особенности части, формируемой участниками образовательных отношений.
Компонент образовательной организации реализуется за счет выбранных обучающимися и их законными представителями курсов: «Урал – родной край», «Архитектурное проектирование», «Финансовая грамотность», дополнительных часов, вводимых на углубленное изучение отдельных предметов.

12

Сетка учебного плана ФГОС ООО на 2024–2025 учебный год (количество часов в неделю)
5 классы
Предметная область

Учебный предмет

Учебные курсы,
модули

Русский язык и ли- Русский язык
тература
Литература
Иностранные языки Иностранный язык
Математика и
информатика
ОДНКНР
Общественнонаучные предметы

Математика

Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика

Информатика
ОДНКНР
История

Обществознание
География
Физика
ЕстественноХимия
научные предметы
Биология
Изобразительное
искусство
Искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культу- Физическая
ра
культура
ОБЗР
ОБЗР
Итого по обязательной части

История России
Всеобщая история

А
М

Б
Г

В
М

5
3

5,5
3,5

5
3

3

3

3

6

5

Г
Г

6 классы
Б В Г
Г М Г

7 классы
8 классы
Д А Б В Г Д А
Б
В
Г Г ФМ ФМ ФМ Г ФМ Г ФМ
Обязательная часть

Г
Г

9 классы
А
Б
В
Г
Г ФМ ФМ МТ

6
3

6,5
3,5

6,5
3

6,5 4,5
3,5 2,5

4
2

4
2

4
2

4,5
2

3
2

3,5
2

3
2

3,5
2,5

3,5
3

3
3

3
3

3
3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3,5 3,5 3,5

3

3,5

3

3,5

3

3

3

3

3,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2,5

2

2,5

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2,5 2,5 2,5

2

2,5
2
2

2
2
2

2,5
2
2

2
2
2

3
2
2

3,5
2
2

3,5
2
2

3
2
2

Е
М

А
М

5,5 5,5
3
3,5

5
3

3

3

6

Д
Г

3

5

5

6

6

5

6
3
3

6

5

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2,5

2

2

2

2

2

2,5

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

32

32

32

32

33

33

33

33

1

1

1

1

33

33

33

33

28

28

28

28

28

28

30

30

30

30

30

31

31

31

31

31

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Урал – родной край
Архитектурное проектирование
Финансовая грамотность
Итого
ИТОГ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

29

29

29

29

29

29

30

13

30

30

30

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

30 32 32 32 32

32

33

33

33

33

Пояснительная записка к учебному плану
МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
на 2024–2025 учебный год
1. Нормативно-правовые основания составления учебного плана
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии п. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ является документом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности,
формы промежуточной аттестации, фиксирует комплекс основных нормативов образования в части объема обязательной и максимальной учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. №273-ФЗ с изменениями и дополнениями от 31.03.2015 г.;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г.
№ 993 «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 №62
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2024 №31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 №110
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023
№1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
1

начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с
изм. от 23.12.2020 № 766);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об
изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Устав МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов.
Учебный план является частью образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Общие положения
Своеобразие учебного плана заключается в том, что он отражает приоритеты
развития школы, стратегическая цель которой – формирование целостной образовательной системы школы современных образовательных технологий, что позволит создать комплекс условий для гармонизации педагогических взаимоотношений между
субъектами образовательной деятельности и будет способствовать успешной самореализации и самоопределению личности как учащегося, так и учителя, формированию
у них ценностных ориентаций, адекватных современной ситуации.
Целевые ориентиры:
- формирование у учащихся понимания уникальности и самоценности жизни
каждого человека;
- формирование у учащихся потребности в раскрытии и развитии своих потребностей и способностей;
- формирование у учащихся умения развивать и применять в практической деятельности свои способности;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных
и общекультурных потребностей учащихся в соответствии с их личностными особенностями и возможностями.
Для достижения поставленных целей педагогический коллектив школы поставил
перед собой следующие задачи:
2

1) повышать качество образовательного процесса через обновление содержания
образования и научно-методическое обеспечение;
2) овладевать педагогическим коллективом школы современными педагогическими технологиями, активными методами и формами организации познавательной
деятельности;
3) обновлять материально-техническую базу школы (пополнение кабинетов
ТСО, создание научно-исследовательского центра, технологической лаборатории);
4) оказывать систематическую помощь родителям как участникам образовательного процесса.
В целях реализации поставленных задач определены основные направления деятельности:
1. Практическая реализация прав ребенка на качественное образование.
2. Раскрытие творческого потенциала ученика, обеспечение развития детей, исходя из принципов индивидуализации и дифференциации образования.
3. Создание взаимодействия семьи и школы как условие всестороннего развития
школьника.
Научно-педагогическими основами учебного плана школы являются:
- полнота,
- целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов),
- сбалансированность,
- преемственность между уровнями и классами (годами) обучения,
- учет возможностей методической и материально-технической базы.
Учебный план позволяет соединить общеобразовательную обязательную подготовку с углубленным изучением отдельных предметов на основе обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана обеспечивает изучение учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, право на полноценное образование. Номенклатура обязательных
предметов представлена полностью. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с Образовательной программой школы,
обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании обучающихся и их родителей, готовность обучающихся использовать сформированные ключевые и предметные компетенции, полученные знания, учебные умения, навыки и способы деятельности для решения практических и теоретических задач.
Учебные дисциплины, представленные в части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, ориентированы:
- на расширение горизонтов самоопределения;
- систематизацию и углубление полученных ранее знаний;
- содействие развитию творческих способностей учащихся;
- развитие гуманной самоактуализации в условиях возрастающего динамизма
социальных изменений;
- на решение проблем, выявленных в процессе обучения и направленных
на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных
стандартов.

3

Максимальная учебная нагрузка во всех параллелях соответствует требованиям
САНПиНа 2.4.2.2821-10 (пункт 2.9 «Требования к режиму учебно-воспитательного
процесса»).
Содержание образования в школе направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности за свою судьбу. При разработке содержания
на различных уровнях обучения важным является выбор приоритетов, основанных на
следующих принципиальных установках:
- единая основа учебных планов всех уровней образовательной организации,
т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг учащимся на основе учета их
склонностей и обеспечивающих дальнейшее развитие и самоопределение личности;
- гуманизация образования: ориентация на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободное развитие личности.
При конструировании учебного плана учитывались особенности организации
образовательного процесса на втором уровне школьного образования:
- усиление роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс нескольких видов деятельности (учебной, проектной, учебноисследовательской) и разных форм деятельности (урочных и внеурочных);
- использование практик, групповых и индивидуальных консультаций, тьюторское сопровождение для выращивания учебной самостоятельности подростков;
- новые подходы к домашним заданиям;
- интеграция предметов.
Учебный план школы содержит механизмы, позволяющие создать возможности:
- для личностной ориентации содержания образования, выбора учащимися основной школы наиболее привлекательных и значимых содержания образования и
форм учебной и внеучебной деятельности;
- демократизации образовательного процесса, предоставления права выбора
обучающимся;
- усиления в содержании образования деятельностного подхода, практической
ориентации;
- обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции
содержания образования, усиления интегративного подхода к организации учебного
процесса за счет межпредметных, разновозрастных образовательных модулей и курсов, включения информационных технологий во все учебные предметы образовательного плана;
- ориентации содержания образования на выделение ядра, базовой составляющей основного
общего образования
за счет культурных предметных
средств/способов действия;
- нормализации учебного процесса и нагрузки учащихся, ее индивидуализации
на основе сокращения обязательной составляющей аудиторной учебной нагрузки на
30%;
- дифференциации образования, усиления гибкости в построении учебного процесса путем сокращения инвариантного ядра содержания образования, использования
4

модульного подхода, дифференциации требований к глубине и полноте освоения
предлагаемого содержания основного общего образования; изменения на этой основе
системы внутришкольной текущей и промежуточной аттестации учащихся;
- формирования информационной культуры учащихся за счет включения ИКТ в
содержании всех базовых дисциплин, введения занятий по информационным технологиям с 5-го класса, а также организации единой информационной среды образовательного учреждения.
В образовательном процессе могут использоваться следующие виды урочных
(аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий:
- урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного
контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
- экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики
получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной
действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные
памятники, музеи);
- творческая мастерская – аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту
путем самостоятельного или коллективного открытия; основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой
деятельности;
- конференция – аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения
итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
- спортивное соревнование – это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся
в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
- образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция,
разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
- познавательная лаборатория – аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения; это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения по разной тематике);
- школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя;
- кафедра – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие
проектной и исследовательской деятельности по предмету;
- индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – аудиторное занятие
(внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории
ученика;
5

- социальный проект – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.
А также такие формы внеурочных занятий, как занятия в клубе, спортивная секция, поход и др.
Выбор видов деятельности и форм проведения занятий зависит от изучаемого
материала. Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает
интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
3. Регламентирование образовательного процесса.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с календарным
учебным графиком.
Продолжительность учебного года в 2024–2025 учебном году в 5–9-х классах
составляет 34 недели.
Устанавливается продолжительность учебной недели в 5–9-х классах – 5 дней.
Продолжительность уроков (академический час) – 40 минут.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике, труду осуществляется деление класса на две группы.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения общеобразовательной программы на уровне основного общего образования (5–9 классы) – за каждую четверть.
Промежуточная итоговая аттестация проводится без прекращения образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательной организации, Положением о
промежуточной аттестации.
Сроки проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов устанавливаются ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки (Рособрнадзор).
4. Структура и содержание Учебного плана
Учебный план определяет:
- нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования – 5 лет;
- максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной
неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно;
- максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа;
- количество учебных занятий за 5 лет на одного обучающегося – не менее 5058
часов и не более 5848 часов (не более 37 часов в неделю);
- продолжительность учебного года – 34 недели в 5–9-х классах;
- продолжительность рабочей недели – 5 дней.
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные
планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
6

Формирование учебного плана МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением
отдельных предметов, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных
планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы «Русский язык» (базовый и углубленный уровни) и «Литература» (базовый и
углубленный уровни);
предметная область «Иностранные языки», включающая учебный предмет
«Иностранный язык» (английский) – базовый уровень;
предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы «Математика» (базовый и углубленный уровни): учебные курсы: алгебра, геометрия, вероятность и статистика»; «Информатика» (базовый уровень);
предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные
предметы «История» (базовый и углубленный уровни); «Обществознание» (базовый
уровень); «География» (базовый уровень);
предметная область «Естественно-научные предметы», включающая учебные
предметы «Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый уровень);
«Биология» (базовый уровень);
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
включающая учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (базовый уровень);
предметная область «Искусство», включающая учебные предметы «Изобразительное искусство» (базовый уровень), «Музыка» (базовый уровень);
предметная область «Технология» (базовый и углубленный уровни), включающая учебный предмет «Труд»;
предметная область «Физическая культура», включающая учебный предмет
«Физическая культура» (базовый уровень);
предметная область «Технология», включающая учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень).
5. Изучение предметов на углубленном уровне.
Обеспечивает реализацию углубленное изучение отдельных предметов в зависимости от направления:
Направление
Предметы на углубленном уровне
гуманитарное
русский язык, литература, история
физико-математическое
математика, физика
математико-технологическое
математика, технология
6. Сетки учебного плана основного общего образования (обновленный
ФГОС ООО).
Учебный план обеспечивает освоение обучающимися программ базового и
углубленного (математики, физики, технологии, русского языка, литературы, истории)
изучения отдельных предметов и общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей,
интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
7

Особенности изучения русского языка и литературы.
Изучение предметов «Русский язык» и «Литература» направлено на формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в
области языковой подготовки и культуры речевого общения; позволяет сформировать
целостный взгляд на науку о русском языке. На этой основе учащиеся могут лучше
овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить уровень своей речевой грамотности.
Обучение учащихся предмету «Русский язык» в 5–9 классах ведется на основе
Федеральной образовательной программы основного общего образования, авторских
программ отдельных учебных предметов и курсов:
Содержание обучения русскому языку на углубленном уровне предполагает генерализацию учебно-языковых и речевых умений и навыков, подготовку обучающихся к самостоятельному и творческому решению межпонятийных и межпредметных
учебных задач.
Обучение русскому языку на углубленном уровне способствует формированию
следующих компетенций: коммуникативной; языковой; лингвистической. Это не
только решает проблему усвоения основных норм современного русского литературного языка, но и предполагает ознакомление обучающихся с нормативным, коммуникативным, этическим аспектами речевой деятельности.
Изучение литературы на углубленном уровне рассчитано на обучающихся
с выраженными гуманитарными способностями, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой и предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала.
Углубленный курс, близкий к традиционной линейной историко-литературной
канве, позволяет воспитать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно
в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Углубленное изучение школьного курса литературы содержит:
1) изучение древнерусской литературы на историко-литературной основе с
включением монографических и обзорных разделов;
2) рассмотрение основных потоков литературы 18–19 веков в тесном взаимодействии с другими видами искусств: живописью, графикой, музыкой;
3) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений анализировать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отраженной в литературных произведениях 20 века на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
4) освоение теоретико-литературных сведений как ключа к разбору каждого
произведения, что способствует глубокому проникновению в текст художественного
произведения, пониманию идейного замысла писателя, интеллектуальному развитию
учащихся.
8

С учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сетку учебного плана с 5-го по 9 классы
включены учебные дисциплины «Родной язык» «Родная литература» – по 0,5 часа в
неделю.
Особенности изучения математики.
Обучение математики строится на основе Примерных программ отдельных
учебных предметов и курсов.
Для реализации углубленного изучения предмета предусмотрено увеличение количества часов на изучение отдельных глав.
Увеличение времени, отводимое на изучение материала, позволяет учащимся
приобрести навыки быстрой обработки цифровой информации, овладеть способами
рационального счета.
В 8–9 классах образовательный предмет «Математика» представлен учебными
дисциплинами «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В результате углубленного изучения математики обучающиеся на высоком
уровне могут использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни. Изучая математику на углубленном уровне, ученик
должен знать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике. Уметь применять математические методы к анализу и исследованию
процессов и явлений в природе и обществе. Помимо этого, углубленный курс позволяет учащимся различать требования, предъявляемые к доказательствам в математике,
естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике. Понимая роль аксиоматики в математике, учащиеся имеют возможность построения математических теорий на аксиоматической основе для других областей знания на практике, учитывают вероятностный характер различных процессов и закономерностей
окружающего мира.
Особенности изучения истории. Важнейшая специфическая функция обучения
истории – это функция социальной памяти. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, её историческое сознание.
Одно из центральных мест в системе углубленного изучения истории отводится
формированию способов информационно-коммуникативной деятельности, в рамках
которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания
достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую. Принципиальное значение приобретает умение различать факты, и мнения, теории и гипотезы, что предполагает целенаправленное использование
соответствующих заданий. С учетом сказанного, в рамках углубленного изучения истории предусмотрена регулярная организация работы обучающихся с историческими
документами разных типов, доступной для понимания подростков научной и научнопопулярной литературой (статьи, фрагменты сочинений известных историков), учебными пособиями, дополняющими основной учебник или содержащими иной взгляд на
рассматриваемую проблему, визуальными источниками (фотографии, картины, иллю9

страции, реконструирующие прошлое, фрагменты кино- и телефильмов и т.д.), средствами графической наглядности (диаграммы, графики, схемы). Подбор и использование источников осуществляется таким образом, чтобы они не просто дублировали или
иллюстрировали уже изученный материал, но и давали информацию для самостоятельного исторического анализа, для новых выводов, оценок, обобщений. Способы
деятельности обучающихся с источниками информации постепенно усложняются. Достойное место в организации углубленного изучения истории отводится творческим
работам обучающихся сообразно их возрасту, формированию навыков подготовки докладов, рефератов, проектов. Наряду с индивидуальной формой работы применяется
работа в малых группах.
В результате изучения предмета «История» обучающиеся должны достичь понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Уметь объяснить исторически сложившихся нормы социального
поведения; использовать знаний об историческом пути и традициях народов России и
мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Особенности изучения труда. Учебный предмет «Труд» формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою
очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
и вариативности мышления у обучающихся. Главная цель учебного предмета «ТехноТруд» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических
условиях. Учебный предмет «Труд» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Углубленное изучение технологии предусматривает увеличение времени на
прохождение темы «Проектирование и изготовление изделий», участие школьников в
проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Учащиеся, осваивающие курс технологии на углубленном уровне принимают
участие во внешней оценке качества образовательных результатов, а также публичной
их презентации. К таким процедурам относятся: участие в олимпиадах, научнопрактических конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ, творческих
конкурсах, выставках, ярмарках-продажах, размещение творческих работ на сайте ОУ,
представление творческих работ общественности.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не
только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и
10

свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение,
будет способствовать осознанному выбору профессии.
Другие особенности учебного плана.
Целью учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа
России и уважения к ним.
В качестве «Иностранного языка» преподается «Английский язык».
Учебный предмет «География» обеспечивает преемственность с географической
частью содержания природоведения, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Важнейшими задачами обучения географии являются освоение знаний об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о географическом разнообразии и целостности России, о путях сохранения и
рационального использования окружающей среды; овладение умениями использовать
различные источники информации и геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных, объяснять и оценивать явления и
процессы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдения за состоянием окружающий среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание
патриотизма, взаимопонимания, экологической культуры; применение знаний и умений в повседневной жизни, адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Изучение предметов естественнонаучной области направлено на освоение знаний о закономерностях природы, методах современного научного познания; овладение
умениями применять знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности
собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в
области биологии, физики, химии, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения и эксперименты; развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения учебных задач;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, формирование представление о физической картине
мира; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, при
оценке последствий собственной деятельности.
В предметной области «Искусство» представлены такие предметы как «Музыка»
и «Изобразительное искусство». Изучение учебного предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения
к миру; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Целью изучения данных дисциплин является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства воспитания
в развитии творческих способностей и изобразительных навыков.
Учебный предмет «Физическая культура» развивает у учащихся основные физические качества и способности, направлена на укрепление здоровья, расширение
11

функциональных возможностей организма; формирует культуру движений, обогащает
двигательный опыт посредством физических упражнений с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитывает устойчивый интерес и положительное
эмоционально-ценностное отношение к здоровью, оздоровительной деятельности.
Курс «Основы безопасности и защиты России» предназначен для формирования
у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и
умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от
них, оказывать само- и взаимопомощь.
Особенности части, формируемой участниками образовательных отношений.
Компонент образовательной организации реализуется за счет выбранных обучающимися и их законными представителями курсов: «Урал – родной край», «Архитектурное проектирование», «Финансовая грамотность», дополнительных часов, вводимых на углубленное изучение отдельных предметов.

12

Сетка учебного плана ФГОС ООО на 2024–2025 учебный год (количество часов в неделю)
5 классы
Предметная область

Учебный предмет

Учебные курсы,
модули

Русский язык и ли- Русский язык
тература
Литература
Иностранные языки Иностранный язык
Математика и
информатика
ОДНКНР
Общественнонаучные предметы

Математика

Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика

Информатика
ОДНКНР
История

Обществознание
География
Физика
ЕстественноХимия
научные предметы
Биология
Изобразительное
искусство
Искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культу- Физическая
ра
культура
ОБЗР
ОБЗР
Итого по обязательной части

История России
Всеобщая история

А
М

Б
Г

В
М

5
3

5,5
3,5

5
3

3

3

3

6

5

Г
Г

6 классы
Б В Г
Г М Г

7 классы
8 классы
Д А Б В Г Д А
Б
В
Г Г ФМ ФМ ФМ Г ФМ Г ФМ
Обязательная часть

Г
Г

9 классы
А
Б
В
Г
Г ФМ ФМ МТ

6
3

6,5
3,5

6,5
3

6,5 4,5
3,5 2,5

4
2

4
2

4
2

4,5
2

3
2

3,5
2

3
2

3,5
2,5

3,5
3

3
3

3
3

3
3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3,5 3,5 3,5

3

3,5

3

3,5

3

3

3

3

3,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2,5

2

2,5

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2,5 2,5 2,5

2

2,5
2
2

2
2
2

2,5
2
2

2
2
2

3
2
2

3,5
2
2

3,5
2
2

3
2
2

Е
М

А
М

5,5 5,5
3
3,5

5
3

3

3

6

Д
Г

3

5

5

6

6

5

6
3
3

6

5

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2,5

2

2

2

2

2

2,5

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

32

32

32

32

33

33

33

33

1

1

1

1

33

33

33

33

28

28

28

28

28

28

30

30

30

30

30

31

31

31

31

31

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Урал – родной край
Архитектурное проектирование
Финансовая грамотность
Итого
ИТОГ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

29

29

29

29

29

29

30

13

30

30

30

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

30 32 32 32 32

32

33

33

33

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».