1 к ОП ООО ФГОС,
уrпверuсdенной пршказQrи оm 20,06.2024 z, М 86/1
Прлцломсенuе
Принято
Утверждаю
на заседании
Дир
педагогического совета
Протокол J\9 1 Qт <<29>> августа2025 года
]УЬ
ош
,-о"qЪld
с
J\b 178
ИеN{ ОТДеЛIlНЫХ
,,:*..Ч
п
+t?9
БЭп
та
s9E
Ф
T:ffifi#;i,{fi,ý
v
.А. Григорьева
густа 2025 года
ffi=;,::'i,1:-s#
учебный
Муниципального
общеобразовательного
план
автономного
общеобразовательной школы
с углубленным
средней
учреждения
изучением
ЛlЬ 178
отдельных
на 2025-2026 учебный год
Основное
общее
образование
г, Екатеринбург
2025 год
предметов
Пояýнительная записка к учебному плану
МАОУ СОШ Лil 178 с углубленным изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района г. Щкатеринбурга
на 202*20?б учебный год
1. Нормативно-правовые основания составления учебного плана
Учебный план МАОУ СОШ Ns t78 q углубленным изrIением отдельных предметов в соответствии п. 22 ст. 2 Федерапьног0 закона кОб образовании в Российской
Федерации)) от 29.12.2012 г. Ng 273-Ф3 является документом, который определяет переЧеНЬ, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
УЧебных предметов; курсов, дисциплин (молулей), иных видов уlебной деятельности,
формы промежуточной аттестации, фиксирует комплекс основных нормативов образования в части объема обязателъной и максимапьной уrебной нагрузки обучшощихся.
Учебный план МАОУ СОШ М 178 с углубленным изучениеI\d отдельньrх предметов разработан в соответствии со следующими нормативныNIи документами:
- Федеральный закон <об образовании в Российской Федерации>) от 29j22012
г. J\Ь273-ФЗ с изменениrIми и дополнениями от 13.12.2023 r.;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 .05.2021 Ns287
кОб утверждении фелераllьного государственного образовательноГо стандарта основного общего образования>;
-
Приказ Министерства цросвещеция Российской Федерации от |8.08.2022
М 568 <<О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования>>;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022г.
М 993
<Об утверждении Федералъной образовательной программы основного общего
образованип>;
-
Приказ Миниотерства просвещения Российской Федерации от 27.t2.2023
Ng1028 <О внесении изменений в некоторые прикtr}ы Министерства просвещения Рос_
сиЙскоЙ Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего общего образования>);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 Nsl10
<<О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касаюIциеся федеральных государственньгх образовательных стандартов
основного общего образования>;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 Ns370
<Об утверждении федерагlъной образовательной прогрЕlIчIмы основного общего образования);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01 .02.2024 ЛЬб2
<<О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования>;
- Приказ Миниотерства просвещения Российской Федерации от 22.Q3.2024 NЬ31
<<О внесеЕии изменений в некоторые приказы Министерства просвещениrI Российской
Федерации, касаюIциеся федеральных государственных образовательньгх стандартов
начЕшIьного общего, основного общего образованияD;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от t9.03.2024 Ns704
внесении изменений в некоторые прикщы Министерства просвещения Российской
Федерации, касаIощиеся федеральных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования);
- Приказ Министерства просвецIенияРоссийской Федерации от 09.10.2024 Ns171
<<О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касаюшиеся федеральных образовательЕых процрамм цачального общего,
основного общего и среднего общего образования);
- Федеральный переченъ учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеюшIих государственную аккредитацию образовательных прогр€tмм
начЕuIьного общего, основного общего, среднего общего образования), утвержденный
прикЕtзом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2Q20 Ne 254 (с
изм. от 2З.12.2020 Nч 7б6);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 .02.2024 М119
<<О внесении изменений в приложения J\Ф1 и Ns2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 года J\b858 <Об утверждении федерального перечня уlебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образователъных программ началъного общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использовация искJIюченньIх
учебников>;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
Ns 28 <Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 <Санитарно- эпидемиологические требованиrI к организациям воспитания и обl"rения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи>);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Фе_
дерации от28 января 2021- г. М 2 <<Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 <Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для чеповека факторов среды обитанил>.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начапьного общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный прикЕвом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.202L Ns 1 15;
- Устав МАОУ СОШ J\b 178 с углубленным изrIением отдельных предметов.
Учебный план является частью образователъной программы основного общего
образования МАОУ СОШ J\b 178 с углубленным изr{ением отдельных предметов.
<<О
2. Общие положения
Своеобразие уrебного плана закJIючается в том, что он отражает приоритеты
р€ввития школы, стратегическая цель которой - формирование целостной образовательной системы школы современных образовательных технологий, что позволит создать комплекс условий для гармонизации педагогических взаимоотношений между
субъектами обрщовательной деятельности и будет способствовать успешной самореализации и самоопределению личности как учащегося, так и учителя, формированию
у них ценностных ориентаций, адекватЕых современной ситуации.
Щелевые ориентиры:
- формирование у учащихся понимания уникалъности и самоценности жизни
каждого челов9ка;
- формирование у учащихся потребности в расIФытии и развитии QвOих потребностей и способностей;
- формирование у учащихся умения р€ввивать и применять в практической деятельности свQи способности;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных
и общекультурных потребностей rIащихся в соответствии 9 их личностными особенНОСТЯМИ И ВОЗМОЖIIОСТЯМИ.
достижения поставленных целей педагогический коллектив школы поставил
перед собой следующие задачи:
1) повышать качеQтво образовательного процесса через обновление содержания
образования и научно-методическое обеспечение;
2) овладевать педагогическим коллективом школы современными педЕгогическими технологиями, активными методами и формами организации познавательной
деятельности;
3) обновлять материально-техническую базу щколы (пополнение кабинетов
ТСО, создание на)чно-исследовательского центра, технологической лаборатории);
4) оказывать Qистематическую помощь родитепям как участникам образовательного процесса.
В целях реапизации поставленных задач определены основные направления деятельности:
1. Практическая реализация прав ребенка на качеQтвенное образование.
2. Раскрытие творческого потенциаJIа ученика, обеспечение развития детей, исходя из принципов индивидуализации и дифференциации образования.
3. Создание взаимодействйя семьи и школы как условие всестороннего р€lзвития
школьника.
Научно-педагогическими основами уrебного плана школы являются:
,Щля
-
IIолнота,
целостность (вну.тренняя взаимосвязь компонентов),
сбалансированностъ,
преемственность между уровFI;Iми и классами (годами) обl"rения,
базы.
учет возможностей методической и матери€tпьно-технической
Учебный ппан позволяет соединить общеобразовательную обязательную подготовку с углубленным изучением отдельных предметов на основе обязательной чаоти и
части, формируемой уIастниками образовательных отношений. ОбязательнЕ}rI частъ
1^rебного плана обеспечивает изучение учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, право на полноценное образование. Номенклатура обязательных
предметов предатавлена полностью. Часть, формируемая участниками образовательных отношенийо сформирована в соответствии с Образовательной программой школы,
обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании обучшоlцихся и их родителей, готовность обучающихся использовать сформированные ключевые и предметные компетенции, пол)п{енные знания, уrебные умения, навыки и способы деятельности для решеншI практических и теоретических задач.
Учебные дисциплины, представленные в части 1..lебного плана, формируемой
у{астниками образовательньIх отношений, ориентированы :
- на расщирение горизонтов сЕtмоопределения;
- систеМатизацию и 1zглубление полученных ранее знаний;
- содействие р€ввитию творческих способностей rIащихся;
- рzlзвитие гуманной самоактуЕtлизации в условиях возрастающегQ динамизма
социЕuIьных изменений;
- на
в
процессе обl"rения и направленных
на обеспечение достижениЙ обl"rаюIцимися уровня государственных образователъных
решение проблем, вьuIвленных
стандартов.
МаксимальнаrI учебная наIрузка во всех пар€шлелях соответствует требованиям
САНПиНа 2.4.2.2821-10 (пункт 2.9 <<Требования к режиму учебно-воспитательного
процессa>).
Содержание образовани[ в школе направлено на воспитание и рЕввитие кJIючевых компетенциЙ целостноЙ системы универс€tпьных знаниЙ, уплениЙ и навыков, само_
стоятельности, личноЙ ответственности за свою сульбу. При разработке содержания
на р€вличных уровнях обl"rения важным является выбор приоритетов, основанных на
следующих принципиЕlльных установках:
- еДинм основа 1^rебньгх планов всех уровнеЙ образовательноЙ организации,
т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг )4IаттIимся на основе учета их
скJIонностеЙ и обеспечивающих дальнеЙшее рЕввитие и самоопределение личности;
- ryманизация образования: ориентациrI на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободное развитие лично_
сти.
При конструировании 1^rебного плана учитывЕtлись особенносmu орzанuзацuu
образоваmельноzо процесса на уровне основного общего образования:
- усиление роли вариативной части учебного плана с целью вкJIючения в учеб_
ныЙ процесс нескольких видов деятельности (учебной, проектной, у"rебно_
исследовательской) и разных форм деятельности (урочных и внеурочных);
: ИСПОЛЬЗОВаНИе ПРаКТИК, ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУаЛЬНЫХ КОнСУльтациЙ;
- новые подходы к домашним заданиям;
_ интецрациrI предметов.
Учебный план школы содержит JиеханuзIиьr, позволяющие создать возможности:
- для личностноЙ ориентации содержания образования, выбора }чащимися основноЙ школы наиболее привлекательных и значимых содержания образования и
форпл уlебной и внеурочной деятельности;
- демократизации образовательного процесса, предоставления права выбора
обучающимся;
- усиления в содержании образования деятельностного подхода, практической
ориентации;
- обеспечениrI целостности представлений обучшощихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации 1"rебного цроцесса за счет межпредметных, рЕlзновозрастных образовательнъIх модулей и
курсов, вкJIючения информационных технологий во все учебные предметы обрщова_
тельного плана;
- ориентации содержания образования на выделение ядра, базовой составляю_
щеЙ основного общего образования за счет кулътурных предметных средств/способов
действия;
- нормЕ}JIизации учебного процесса и нагрузки учащихся, ее индивидуаJIизации
на основе сокращения обязательной сQставляющей аудиторной учебной нацрузки на
30%;
- ДИффеРенциации образования, усиления гибкости в построении уrебного про_
цесса путем сокращения инвариантного ядра содержания образованиrI, использования
МОДУЛьного подхода, дифференциации требований кглубине и полноте освоения
преДлагаемого содержания основного общего образования; изменения на этой основе
СиСТеМы внутришкольной текущей и промежуточной аттестации обlчающихся;
- формированиrI информационной культуры }чащихся за счет включения ИКТ
В СоДержаНии всех базовых дисциплин, введения занятий по информационным технологиям с 5-го кJIасса, а также организации единой информационной среды образова_
ТеЛЬНого )п{реждениrI.
В
образовательном процессе могут исполъзоваться следующlrrе вudы, урочньlх
(ауdumорноф u внеурочньlх (внеауdumорньф заняmuй:
- УРок - аудиторное занятие, при котором оауществляется коллективнЕtя поста_
нОВка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и об1"lае_
Мых с целъю передачи rIеникам определенной системы знаний и одновременного
КОНТРоля Уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и уме_
ний;
- экскурсия- внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики
полуI€lют знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной
действительностью (завод, учреждение культуры, природq историко-художественные
п€tмятники, музеи);
- тВорЧеская мастерская - аудиторное занятие (внеурочнztя форма), котор€ш со_
здает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту
пУтем самостоятелъного или коллективного открытия; основой открытия в мастерскоЙ является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой
деятельности;
- конференция - аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения
итогов исследовательской и творческой деятельности школъников;
- спортивное соревнование - это внеаудиторное занятие (состязание) обучаю_
Iцихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической под_
готовленности, в р€ввитии некоторых сторон сознания;
- образовательное путешествие - это подростковЕuI образовательнм экспедиция,
разработаннаrI с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подрост_
ком окружающего мира;
- познавательнаrI лаборатория- аудиторное занятие (внеурочная форма), созда_
ется для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследо_
вательской деятельности и способствует формированию основ на)чного мировоззре_
ния; это база для специфической игровой деятелъности ребенка (работа в лаборатории
ПРеДПОЛаГаеТ преВраЩение детеЙ в ученьж, которые проводят опыты, эксцерименты,
наблюдения по разной тематике);
школьнЕuI театр€tпьнм студия * вIIеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подХода к любому ДелУ, умению подать себя;
- кафедра - аудиторное занrIтие (внеурочная форма), направленное на развитие
проектной и исследовательской деятельности по предмету;
- ИнДиВиДу€rльные занятия (мастерские, консультации) аудиторное занятие
(внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории
ученика;
- соци€lльныЙ проект - внеаудиторное занятие, направленное на р€ввитие и подДерЖку детских инициатив в (культуросообразных видах деятелъности), приобрете_
ние опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.
А также такие формы внеурочных занятий, как занятиrI в клубе, спортивная сек_
ция, поход и др.
Выбор видов деятелъности и форм проведения занятий зависит от изучаемого
МаТериЕtла. Чередование традиционных фор* образовательного процесса с нетрадициОнныМи, большое разнообрЕLзие занятиЙ снижает утомляемость школьников, повышает
инТерес к иЗучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых резуль_
татов.
-
3. Регламентирование образовательного процесса.
Образовательн€}я
уlебным графиком.
деятельность осуществляется в соответствии с к€lлендарным
Продолжительность 1^rебного года в 2025-2026 учебном году в 5-9-х классах
cocTaBJuIeT 34 недели.
УСТаНавливается продолжительность 1"rебной недели в 5_9_х классЕIх _ 5 дней.
Продолжителъность уроков (академический час) - 40 минут.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике, труду
осу_
ществляется деление класса на две группы.
Промесrcуmочнсlя qmmесmацuя проводится по итог€lм освоениrI общеобр€вова_
тельноЙ программы на уровне основного общего образования (5-9 клаосы) - за каж_
дую четверть.
Промежуточн€ш итогов€uI аттестация проводится без прекращениrI образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательной организации, Положением о
промежуточной аттестации.
Сроки проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х клас_
сов устанавливаются ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки (Рособрнадзор).
4.
Струкryра и содержание Учебного плана
Учебный план оцредеJIяет:
- норМативныЙ срок освоения основноЙ образовательноЙ программы среднего
общего образования * 5 лет;
- максимальное число часов в неделю в 5, б и 7 классах при 5_дневной 1^rебной
неделе и 34 учебных неделях составляет 29rЗ0 и32часа соответственно;
максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах coQTaBJuIeT 33 часа;
- кОлиЧество уrебных занятиЙ за 5 лет на однOго обучающегося - не менее 5058
часов и не более 5848 часов (не более 37 часов в неделю);
- продолжительноQть учебного года * 34 недели в 5-9-х KJIaQcax;
- продолжительность рабочей недели - 5 дней.
УЧебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
Учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, допЬлнительНЫх уtебНых предметов, курсов по выбору и общих для вкJIючени;I во все у-,lебнь:е
планы уlебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Формирование уrебного плана МАОУ СОШ J\b 178 с углубленным изучением
отдельньrх предметов, в том числе профилей обl^rения и индивиду€rльных учебньтх
ПЛаНОВ Обуlающихся, осуществляется из числа уrебных предметов из следующих
обязательных предметных областей
ПРеДМеТНая областъ <<РусскиЙ язык и литература), вкJIюч€tющ€tя
учебные предметы кРусский языю) (базовый и углубленный уровни) и <<Литература) (базовый и
углубленный уровни);
ПРеДМеТнЕuI областъ <<Иностранные языки>>, включающ€ш учебныЙ предмет
кИностранный язык) (английский) - базовый уровень;
ПреДМеТная область <<Математика и информатика), вкJIючающая учебные пред_
Меты <Математикa>) (базовый и углубленный уровни): уrебные курсы: алгебра, геометрия, вероятность и статистика>; <<Информатикa) (базовый уровень);
ПРеДМетная область <<Общественно-научные предметы), включающая учебные
предметы <История> (базовыЙ и углубленный уровни); <<Обществознание> (базовый
уровень); <Географип (базовый уровень);
ПреДМеТная область <<Естественно-научные предметы>), включающая учебные
предметы <<Физика> (базовыЙ и углубленный уровни); <<Химир> (базовый уровень);
<Биологио (базовый уровень);
преДМеТНая область <<Искусство), вкJIюччlющая уlебные предметы <<Изобрази_
тельное искусство> (базовый уровень), <Музыкa>> (базовый уровень);
преДМетная область <<Технология)), вкJIюч€tющая уlебныЙ предмет <Трур (базо_
вый уровень);
ПРеДМеТНМ область <<Физическая культура), включаюттI€ш учебный предмет
<<Физическм культурa>) (базовый уровень) ;
предметная область <<Технология>>, включающая уrебныЙ предмет <<Основы без_
опасности и защиты Родины>> (базовый уровень)
5. Изучение предметов на углубленном уровне.
_
:
Обеспечивает реЕшизацию углубленное изуIение отдельных предметов в зави_
симос ти от н
авления:
Направление
Пр.дметы на углубленном уровне
гуманитарное
русскии язык, литературо, история
математик&, физика
ф из ико-м атематичес ко е
б. Сетки учебного плана основного общего образования (обновленный
Фгос ооо).
Учебный план обеспечивает освоение обучающимися шрограмм базового и
углубленного (математики, физики, технолQгии, русского языка, литературы, истории)
ИЗУЧеНИЯ ОТДеЛЪных предметов и общеобр€вовательных программ в условиях станов_
Ления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его скJIонностей,
интересов и способностей к соци€tльному и профессион€tпьному самоопределению.
Особенносmu uзученuя русскоео жыка u лumераmурьl.
Изучение предметов <<Русский язык>> и <<Литературa> направлено на формирова_
ние у учащихýя языковоЙо коммуникативноЙ и лингвиOтичоOкоЙ комп9тенциЙ, воспиТание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в
области языковой подготовки и культуры речевого общения; позволяет сформироватъ
ЦеЛОСТныЙ взгляд на науку о русском языке. На этоЙ основе'учащиеся моryт лучше
ОВлаДеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить уровень своей речевой грамотности.
Обучение учащихся предмету <Русский языю) в 5-9 кJIассах ведется на основе
Федеральной образовательной программы основного общего образования.
Содержание обучения русскому языку на углубленном уровне предполагает ге_
НеРаПИЗациЮ Учебно-языковых и речевых умениЙ и навыков, подготовку обучающих_
ся к самостоятельному и творческому решению межпонятийньrх и межпредметных
уlебных задач.
Обу"lение русскому языку на углубленном уровне способствует формированию
СЛеДУЮЩих коМпетенциЙ: коммуникативноЙ; языковоЙ; лингвистическоЙ. Это не
ТОЛЬКО Решает проблему усвоения основных норм современного русского литератур_
ного языка, но и предполагает ознакомление обуrающихся с нормативным, коммуни_
кативным, этическим аспектами речевой деятельности.
Изучение литературы на углубленном уровне рассчитано на обучающихся
с ВыраЖенными ryманитарными способностями, заинтересованных в глубоком зна_
КОмсТВе с русскоЙ кJIассикоЙ и предполагает не столько расширение круга писательСКИХ ИМен и проиЗведениЙ, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литера_
турного матери€ша.
Углубленный курс, близкий к традиционной линейной историко-литераryрной
канве, позволяет воспитать кв€tлифицированного читателя со сформированным эсте_
тическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно
в устных и письменных выск€LзываниrIх разных жанров, создавать рatзвернутые выска_
ЗыВания анапитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Углубленное изrIение школьного курса литературы содержит:
1) изуIение древнерусской литературы на историко-литературной основе с
включением монографических и обзорных рЕвделов;
2) рассмотрение основных потоков литературы 18-19 веков в тесном взаимодей_
ствии с другими видами искусств: живописъю, графикой, музыкой;
3) овладение процедурами ёмыслового и эстетического анапиза текста, формирование умений ан€rпизироватъ и интерпретировать прочитанное, осознание художе_
стВенНоЙ картины жизни, отраженноЙ в литературных произведениях 20 века на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
4) освоение теоретико-лит9ратурных сведений как кJIюча к разбору каждог0
проиЗВеДения, что способствует глубокому проникнов9нию в текст художественного
ПРОИЗВеДения, пOниманию иДеЙного замысла пиýателя, интеллектуаJIьнQму
развитию
учащихся.
О с о б енно сmч uзуч енuя м аmеJиаmuкu,
ОбУчение математики строится на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования.
!ля реализации углубленного из)цения предмета предусмотрено увеличение ко_
ЛичестВа часов на изучение отдельных глав. Увеличение времени, отводимое на изу_
Чение матери€tла, позволяет учащимся приобрести навыки быстрой обработки цифро_
вой информации, овладеть способали рационЕtлъного счета.
В 7-9 классах образовательный предмет кМатематикD) представлен учебными
ДИСциплинами кАлгебра>>, <<Геометрия)), кВероятность и статистикa>).
В реЗУльтате углубленного изучения математики обуlаlощиеся на высоком
УРоВне моryт использовать приобретенные знаЕия, )rмения, навыки в практической де_
ятельности и повседневной жизни. Изулм математику на углубленном уровне, ученик
ДОлЖен Знать значение математической науки для решения задач, возникаюIцих в тео_
РИИ И ПРаКТИКе. Уметь применять математические методы к анЕ}лизу и исследованию
ПРОЦеССоВ и яВлениЙ в природе и обществе. Помимо этогоо углубленныЙ курс позволя_
еТ r{аЩиМся р€}зличать требования, предъявляемые к докЕtзательствам в математике,
естественных, социЕtльно-экономических и ryманитарньгх науках, на практике. Пони_
Мм роль аксиоматики в математике, обуrающиеся имеют возможностъ построения
МаТеМатических теорий на аксиоматической основе для других областей знания на
пракТике, rIитывЕlют вероятностный характер различных процессов и закономерно_
стей окружаю,щего мира.
Особенносmu uзученltя uсrпорuu. С 1 сентября 2025 года в преподавании уlебно_
ГО пРеДмета <<История) произошли изменениrt: в 5-8 классах на этот предмет отводится по 3 часа в недеJIю, в 9 классах - по 2 часа. Всего на курс в основной школе выде_
ЛеНО 476 часов. В данный курс входят <Всеобщая историл>, <<История .Щревнего ми_
ра>>, <<Истории Средних веков>, кИстория нового времени>), <<История России> (по
1913 год), а также <История нашего края> (в 5*7 клаосах).
Важнеilшаrl специфическая функция обl"rения истории - это функция социЕlпь_
ной памяти. В цроцессе обl"rения истории формируется историческое мышление лич_
ности, её историческое сознание.
ОднО иЗ центрапъных мест в си9теме углryбленного изучения истории отводится
формированию способов информационно-коммуникативной деятельности, в рамках
котороЙ р€ввиваются умения и навыки поиска нужноЙ информации в источниках рzlзличного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в р€lзличных знаковых системЕlх (текст, таблица, график, диацрамма, аудиовизуаJIьный р"д
и др.), отделения основноЙ информации 0т второстепенной, критического оценивания
достоверности пол)п{енной информации, передачи содержания информации адекватнQ
поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковоЙ системы в другую. Принципи€шьное значение приобретает умение рЕ}зличать фак_
10
ты, и Мнения, теории и гипотезы, что предполагает целенаправленное использование
соответствующих заданий. С 1"reToM сказанного, в рамках углубленного изучения истории предусмотрена реryлярнЕuI организациrI работы обучающихся с историческими
документами разных типов, доступной для пониманиJI подростков наулной и научнопопулярной литературой (статьи, фрагменты сочинений известных историков),
учебными пособиями, дополняющими основной учебник или содержащими иной взгляд на
РаССМаТРИВаеМУю проблему, визуапьными источниками (фотографии, картины, иллюстрации, реконструирующие прошлое, фрагменты кино- и телефилъмов и т.д.), сред_
ствами графической наглядности (диаграммы, графики, схемы). Подбор и исшользование источников осуществляется таким образом, чтобы они не просто лублиров€IJIи или
иллюстриров€UIи уже изrIенный матери€tл, но и даваJIи информацию для самостоятельного исторического анЕLгIиза, для новых вьfводов, оценок, обобщений. Способы
деятельности Об1..rающихся 9 источниками информации постепенно усложняются. ,Щостойное место в организации углубленного изrIения истории отводится творческим
работам обl^rающихся сообразно их возросц, формированию навыков подготовки докJIацов, рефератов, проектов. НаряДу с индивиду€tпьной формой
работы применяется
работа в м€tпых группах.
В
РеЗУЛЪТаТе изучения предмета <<История>> обучающиеся должны достичь по-
нимания исторшIеских причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; выскЕlзывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Уметь объяснить исторически сложившихся нормы социЕlльного
поведения; использовать знаний об историческом пути и традициях народов Россиии
мира в общении с людьми другой культуры, националъной и религиозной принадлежности.
Особенносmu uзученuя mруdа. Учебный предмет кТруш формирует практико_
ориентированную направленность содержания обуrениrl, которая позволяет реапизоватъ практическое применение знаний, полуrенных при из}цении других учебных
ПРеДметоВ, в интеллектуапьно-практической деятельности обуrающегося; это, в свою
очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
и вариативности мышления у обуlающихся. Главная цель учебного предмета,,Трудо
подготовка уIащихся к самостоятелъной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у }п{ащихся качеств творчески думаюЩой, активно действующей
и легкО адаптирУющейся личности в HoBbIx социально-экономических условиях.
Учебный предмет пТрудr, построен по модульному принциIry, с r{етом возможностей
и потребностей школы с углубленным из)пIением отдельных предметов.
широкий набор видов деятелъности и материалов для работы позволяет не
только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможностъ кажДОIчrу rIенику раскрыть свои индивидуаJIьные способности, найти свой материЕUI и
свою технику, чтоо безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение,
булет способствовать осознанному выбору профе ссии.
особенносmu uзученuя иностраЕного языка. В качестве иностранного языка преподается <<Английский язык>), который изуIается на базовом уровне. основными подходами к обуrению иностранным языкам признаются компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный.
LI
учебный преdмеm <геоzрафuя>l обеспечивает преемственность с географической
частью содержания природоведения, межпредметные связи с другими tr"rебными дисциплиЕами. Важнейшими 3адачами обуlения географии являются освоение знаний об
основныХ географИческиХ особеннОстях прИроды, населенИя и хQзяйства
рщных территорий, о географическом разнообразии и целостности России, о путях сохранения и
рационаJIьного исполъзованиrI оIФужающей среды; овладение умениями использоватъ
различные источники информации и геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных, объяснять и оценивать явления и
процессы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдения за состоянием окружающий iр.д"r,
решения гео|рафических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание
патриотизма, взаимопонимания.. экологической культуры; применение знаний и
умений в повседневной жизни, адаптации к условиrIм проживания на определенной территории.
изуrение предметов есmесmвеннонаучной обласmч направлено на освоение знаний о закономерностях природы, методах современного на}чного познания; оtsладение
умениями применять знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности
собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в
области бuолоzuu, фuзuкu, X1,1J,r1l1l, работатъ с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения и эксперименты; рЕlзвитие познавательньIх интересов,
интеллекту€tльных и творческих способностей в процессе решения
уrебных задач;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственпому здоровью и здоровью других людей, формирование представление о физической картине
мира; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, при
оценке последствий собственной деятельности.
В предметной области <Исtуссmбо) представлеЕы такие предметы как кМузьlка)) u кИзобржumельное uct> и
<изобразителъное искусство)) направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к миру; воспитание и р€}звитие художественного вкуса у{ащегося, его интеллектуЕtлЬной И эмоциоЕальноЙ сферы, творческого потенциаJта, способности оценивать
окруж€шощий мир по закон€lп{ красоты.
щелью из)ления данных дисциплин является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение обуrающихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства воспит€IниrI
в рЕ}звитии творческих способностей и изобразительных навыков.
Учебный предмет <Фuзuческая кульmурФ) развивает у учащихся основные физические качества и способности, направлена на укрепление здоровья, расширение
функцион€lJIьных возможностей ор.а""rrа; формирует культуру д"йжений, обогащает
двигательный опыт посредством физических упражнений с общерщвивающей и корригирующей направленностью; воспитывает устойчивый интерес и положителъное
эмоцион€tльно-ценностное
отношение к здоровью, оздоровительной деятельности.
Курс
9
9 t: l8
Б
F
ll
ьъ
g
о\
L: L:
l>
I
lc
lл
l c.l
lсJ
Ig
l>
lH
rtl.l
J
Ь--L
о
о
л
бЁ
9
9
9
о
ll
,-?
у
Q
lЦ(
,-1
о
ч
са
.а
са
с!
b.L
-r
о
Ir
н а
Е
fl
lз
)ý
л
:*
\о]
Ф]
:l
л
I
(.)
,l
l
Nl
Nl
"Ьl
Д||
-|
Nl
cl
:I
*l
ol
ol
ol
UI
ol
LI
el
GI
El
l
\пп
сч
aа}
с! бI
п
C',l
\nп
N
с! с!
с\
с\
с!
с!
(\l
са
c\i
un
п
aп
\n
N
с{
бl
с!
cti
сý
11
t-r
cf)
N
?а
?а
?а
с!
N
с!
сч
aа
са
с!
с!
с!
сч
сп
(.а
N
со
(\ с!
с\
Ln
\n
с!
цп
п
с!
с!
cn
-+
N
сп
(n
[п
tf,
.+
el
.а
сч
б
L
.о
ч1
c\i
с!
с\l
aо
са
с!
cn
N
an
\о
.е
.а .а
llР)
са
.а \n
\nб \nп
c\.l
N
Fl
?а
F(
бl
сч
\пб
с\
бl
?о
с!
с\
N
?а
F(
N
N
с\
t-(
?а
t-(
N
цп
г
о{
__]
с!
с\l
бI
сý
с\i
?.)
F(
с!
(^а
tr(
F(
гг
о\
N
,r(
о\
N
t.l
с!
о\
N
Fr
Ё
N
t_(
о\
N
п
,Fi
ф
(\I
с!
L L
ц
цп
an
lз
a.
cn
(.о
(^а
cn
\n
ю
I
I
l
l..)
ц L
л
а
Er
\nп
tn
со
ап
.а
(^а
cn
со
]
!n
.n
ю
са
]
о
Ф
н
о
о
бd
Е
lia
ь
Ftt
r11
Jrt
F.
а
r.r
lr
Еч
Ul tоЦ
Фq)
Ёr
lrl
ь(
lt]l
д
со
ц
)..l
r|Tl
,la(
а
б3
д
сЁ
)i
}лi
Ё(
)дr
hс{
}-i
lGr
}*
д
бЗ
о
tr
Ii
()
к
ь(
q)
бс
*{
cn
ý(
El
Ё.
о
(в
н d а.,. *r
н б3
а t(ý ФF"
а. d
а.,, н
Е
F<
о
а.,
а
н
о
к
а.
ю
Y
о а о
о с)н Ф
о с)
,ni о
н
о сd r- о о
н
а.,.
о н
Ё(
!r{
о ю
н Ф с) н
ь lr{li(
F
)ý
}Jl
_
F
о
t(
l
lз
бз
д ь
L д
tД,(
)F(
F\
}дч
с
}l(
)
:л
,*r LF
ь9
Еý
(.],
iri
(J
г
ъ
д
сý
хLа
t{
ь(
lл
dч
ц
}*
_
к
Ё{
ь(
*св
lrl
На"
rb{
h
ýь
Ь( 9.
J|)t
d
п
Ф
F(
Ь.
о
д
}лr
св
9t
t*
9с)
()н ао
hý )Е{
д* tr А
li
}*r
Ё,( d
\z|
zý
Er
*i
к
с
t(
к
)r(
F{
Fl
Ll
t-l
]
]
]
,
)Ё
1_1
l-a
,ýr
(
с
l
а
g
Ё
q
(.
t"
(
tд
д
E,i
о
д
ti
с)
ra
()
()
Ф
ý(
А
ц
а.
о
lG{
)ý(
еа
-са
_\
са
.а
ф
бl
F(
N
ф
бl
Ф
са
о\
бl
!r(
о\
t-l
о\
ф
t
N
бl
F(
о\
t-(
о\
бl
бl
]
о:
Ец
оt
Еý
зр
о
ЮЕ
ьхн
}*(
,
l*{
l*J
ь.
Ё.
оts
iE
св
оý
О
с+)
i
F-1
ad
.,,
E{
LJ
lтr
lJ(
m
iFt
)rr
Ф
(ý
!r
t*
ý
:
д
m
9
)ý
lF(
t
r!r
.l
д
tsr
ьа
Ф
F
G
(Ч
l
lл
к 0Вк \с
lE(
lil
ý(
о а
о
о
; 9l!{l.il
r-(
х
о
t..t
Ф
!,r
А
lt{
о
:lr
о
L
о
F
tll
Ё(
i*
tД(
Е
а.
а
Е
А
ar
хЕ оЕ с)Еl-i
)ra
l
l-..D
\:r
сý
Е(
ryr
л
с)
к
il
9
l
t-r
г{
Y
Ф
о
а
t\
х gо
(.)
д*
сý ьа*
rlFi l*l
l.rl l-
ti
l
?а
о ч
ь
о
Е х
Ё.
Fl
ý
R.{
lra
r_{
l-i
ЮFх
бЁ
|.-1
Е
аF
:F
io)
{ц
10)
Ф
hс{
týa
са
а
h
ýý
вр
rrr
са
Ед к нд
оt
с)
tlF(
оо
l
1
ф
N
N
(ý
к о d ý(
а.,,
а. д оts
Ес€
(п
А о ю Ф аФ
о
Е
о ь
Ё(
о ,Э
(n
L
х ц ý]
d
(d
t
lr
н
t-.
9о
Е 'В
с{
t-{
F1
)
;l
ь(
lF(
нý
ý
с!
оts
д
il
l
|Е(
бЁ
бl
tal
lti
о
)i
}i
о
о
ti
Ёa
д
Ф
с!
9
ý(
н
сd
ь(
с\
с!
oI
El
El
с!
са
ýf,
бl
lr]
(n
F(
]
\n
п.
(n
N
с{
с!
\n
са
с\l
с\
(^n
г
t-(
о\
ю
са
са
?а
с\|
са
c.J
Ё
N
са
?а
?а
бl
о\
\о
tц
?а
?а
?а
(\ с!
tз
а
гг
гг
?а
са
Fl
N
со
.а
г
t_l
еа
ю
\п
гг
гг
F(
?а
с!
г
г
c\i
п
(^а
.о са
I
cfJ
с!
ап
са
|J.)
с!
с!
сч
cn
ю
!nл
C^l
(^о
(.а
a.^)
\п
сО
сп
\nо
с! .а
цп
й
са
\nл
?а
?а
бl
с\
с! с{ N
a1
fа
1
N
tп
I
lrt
lr
?а
.п с!
\n6
ц L
:l
rrI
_
?.J
са
an
LJ
ll
tl
Фl
с{
]
ts(
ý(l
?а
?е
?а
1
л
tl
fil
l
t]
?а
с{
tl
L
N
a\
aа)
с.)
с{
ю
b-t
ýl
a\
c'l
цп
са
?е
N
Crl
er
fl
9
(.)
lл
N
с!
=]j
Ё.
N
б.l
са
\о
п.
с{
\о
l1
ь-а
(^п
N
Ul
ý|
чl
N
г
?О
aп
цп
ýl
\l
tnл
с{
L
L
L
с!
t^п
ýl
ý)l
ýl
чl
с!
с\
r!
(.о
с\
N
L L
ь| еJý
\al Е ц
бll
.-,
\Jl
cf)
.n
са
L
ь{
-
са
on
cri'
с! .п
Е ýl
ю
ý4
са
r_
tn
(*.I
са
ч+
'\l
9
Fr
ia(
\n
га
\n
ц L sl
ýl
ýl
lE(
ýl
а
ýl
,а
Г*
о
ll
Er
а
8
ф
сý
д
F
L
L(
El
с\
ar-)
1_1
m
Ф
са
\n
t:
1-1
,л
со
.о
-.-
о
ъ
о
Е{
о
са
L.0
-rл la
tr
ф
an
tпб
N
са
!r
ц а
,О
llh
(.о
са
'-*.{,
ltl
a.)
Б
l,a
L: ь
нL
l-
са
Qn
л
Ci')
t-(
ь(
Ф]
oI
()l
а*
Ёr
а..1
(ýl
g t- а Ф
*r
trl
с)
la{
El
х
а)
)ý
Ф о]
lr.(
tr
Ll
)
rrr
о
сý
о
д
ьl
о
Е
Ё(
о d Е а)
9.1
i-i
д о
ý(l ч а]
а*
E{
х
*r
ч
о
ol
д
cn
(€
сG
(!)
,в *( с)t- *{ Фl к нь(]
E{ о
m н
l*r
с)
E{ св (ý cBl
о
lFl
ý(l а"
}rr
о
Е(
ц н
bil
t{ Ё(l
н
L
Ё{
Ф а
о
о
}ri
о
а
ml
)ri
св н
Е *r ю Ё, ti х] о
Ёr
q)
!Дr
rQ,{
FЦ
1-1
}a{
lý{
1-1
lЕ{
t-.,r
а цо
\l]
}-,(
l
Еa
Ф
сs
,л (n
сЁ
д.(
а
I
L,а\
\J
F !(Fr
a.I lrrl
Фl l-(н