РП Электив История в лицах ФГОС ООО

Приложение NЬ 8Э к ОП ООО ФГОС, угвержденной прикtr}ом от 20.06.2024 г. ЛЬ 86/1

МуниципальЕое автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ЛЬ 178
с углубленным из'учением отдельных предметов

РЛССМОТРFНО
гt чХО,Иiqii;"%З";

на засед ании педагогического
совета

Протокол J\b 1 от
года

<<29>>

.

августа2025

Григорьева)

) августа 2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу <<История в лицаю)
6 класс
(основное общее образование)
Фгос ооо

Екатеринбург, 2025

Пояснительная записка.
Программа предусматривает 34 часа (1 час в неделю) согласно количеству часов по учебному плану.
Основными целями курса являются:
• развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
• формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и
мира;
• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
• восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
• знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими и объясняющими развитие
общества;
• формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
• развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков
людей.
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного,
способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.
Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы
целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.
Задачами курса являются:
1) повышение интереса к историческим закономерностям;

2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления
исторической действительности;
3) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения
собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной
мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь
отводится внутри предметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению,
высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе
специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе
формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия
исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей человеческой цивилизации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение «История в лицах» в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с
требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения
Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания
и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни
и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);

представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как
источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой;
осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей
среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической
деятельности экологической. направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц,
схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения
и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты,
осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты
исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из
источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу,
коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в
общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой
вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей
решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды
Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и
всеобщей истории эпохи Средневековья;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).

3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их
местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в
Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых
событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты,
духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения
(причин, сущности, последствий исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;

составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории
средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в
других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового
человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а)
находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение
причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории
(по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и
личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной
литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;

высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и
восприятия современного человека.

8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость
сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).

№

Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Константин I Великий
Хлодвиг
Пипин Короткий
Карл Великий
Альфред Великий
Роллан – основатель Нормандии.
Авиценна и Омар Хайяам
Иоанн Безземельный
Ричард Львиное Сердце
Элеонора Анвитанская
Балдуин IV
Салладин
Жанна ДАрк

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рюрик
Вещий Олег
Игорь Рюрикович
Княгиня Ольга
Владимир Святой
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Всеволод Большое Гнездо
Андрей Боголюбский
Мстислав Великий
Чингисхан
Батый
Александр Невский
Дмитрий Донской
Мамай
Юрий Долгорукий
Василий I
Василий II
Василий III
Иван III
Марфа Борецкая

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».