Пояснительная записка
к учебному плану МАОУ СОШ № 178
с углубленным изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
на 2025-2026 учебный год.
(для 1-4 классов, по ФГОС НОО от 31.05.2022 г., пятидневная учебная неделя)
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных
предметов в соответствии п. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ является «документом,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности, формы промежуточной
аттестации». В соответствии с подпунктом 32.1. ФГОС НОО, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.
№ 286, с изменениями и дополнениями от 18.07.2022 г. «учебный план
программы начального общего образования обеспечивает реализацию
требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке
при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей».
Нормативно-правовые основания составления учебного плана.
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных
предметов разработан в соответствии со следующими нормативными
документами:
Конвенция о правах ребенка ООН;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ в последней редакции от 28.02.2025 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286, в последней
редакции от 22.01.2024 г;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.11.2024 г. № 769;
Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,
СОО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.07.2024 г. № 499;
1.1.
2
Федеральная
образовательная
программа
начального
общего
образования, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 19.03.2024 г. № 171;
Постановление Главного Государственного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного Государственного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», в последней редакции от 30.12.2022 г. № 24;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115, с изменениями на
01.09.2024 г. (приказ № 731 от 29.09.2023 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761
«Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
Служебная записка Департамента образования г. Екатеринбурга от
06.02.2020 г. № 600/51/36.01-29 «О 5-дневной рабочей неделе на уровне
начального общего образования»;
Служебная записка Департамента образования г. Екатеринбурга от
23.03.2021 г. № 1833/51/36.01-29 «О 5-дневном режиме работы
общеобразовательных организаций»;
Служебная записка Департамента образования г. Екатеринбурга от
15.04.2025 г. № 2308/51/36.01-29 «О календарном учебном графике
общеобразовательных организаций на 2025/2026 учебный год»;
Устав МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных
предметов;
Образовательная программа начального общего образования МАОУ
СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов (реализация
ФГОС НОО);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности, выданной
МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов от
08.02.2011 г. (серия 66 № 000088);
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное МАОУ СОШ
№ 178 с углубленным изучением отдельных предметов от 30.09.2015 г.
(серия 66АО1 № 0002404).
Учебный план является частью образовательной программы
общеобразовательной
организации.
Общеобразовательная
организация
разработала образовательную программу в соответствии с ФГОС начального
3
общего образования и с учетом федеральной образовательной программы
начального общего образования.
Общие положения.
Учебный план программы начального общего образования обеспечивает
реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности, к учебной
нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих
целостное
восприятие
мира,
системнодеятельностный
подход
и
индивидуализацию обучения. Системно-деятельностный подход к оценке
образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности
обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся.
Вариативность содержания образовательных программ начального
общего образования реализуется через возможность формирования программ
начального общего образования различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80 %, а объём части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, – 20 % от
общего объёма. Объём обязательной части программы начального общего
образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными действующими санитарными правилами и
гигиеническими нормативами.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Образовательная
организация
самостоятельна
в
организации
образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и
лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования
с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной
и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной
1.2.
4
программы начального общего образования
осуществляющая образовательную деятельность.
определяет
организация,
Режим работы общеобразовательного учреждения.
Учебный план МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных
предметов на 2025-2026 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарноэпидемиологическими требованиями и нормами, и предусматривает 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для 1–4 классов.
1.3.
Продолжительность учебного года.
В соответствии с учебным планом при получении начального общего
образования устанавливается следующая продолжительность учебного года:
в 1 классе – 5-дневная учебная неделя и продолжительность учебного
года составляет 33 учебные недели.
Во 2-4 классах – 5-дневная учебная неделя и продолжительность
учебного года составляет 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном
графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного
времени и каникул. Учебный год состоит из 4 учебных периодов и каникул,
продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
1.4.
Требования к учебной нагрузке.
Максимально допустимая недельная нагрузка:
в 1 классах – 21 час;
во 2-4 классах – 23 часа.
1.5.
Недельная нагрузка в течение дня:
для учащихся 1-го класса – не более 4-х уроков в день и один день в
неделю – не более 5 уроков, за счёт уроков физической культуры;
для учащихся 2-4 классов – не более 5-х уроков в день и один день в
неделю – не более 6 уроков, за счёт уроков физической культуры.
Требования к продолжительности урока.
Продолжительность урока:
в 1 классах в первом полугодии по 35 минут, во втором полугодии не
более 40 минут;
во 2-4 классах не более 40 минут.
1.6.
Дополнительные требования к обучению детей в первом классе.
Обучение детей в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся только в первую смену;
организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
1.7.
5
дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти при
традиционном режиме обучения;
использование «ступенчатого» режима обучения: в сентябре – октябре –
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по
35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока не более 40 минут;
обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
осуществляется следующим образом. В сентябре – октябре четвертый урок и
один раз в неделю пятый урок проводятся в нетрадиционной форме: целевые
прогулки,
экскурсии,
уроки–театрализации,
уроки–игры.
Уроки
в
нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими
программами учителей в рамках учебного плана.
Учебно-методический комплекс для реализации образовательных
программ начального общего образования.
Общеобразовательная организация для использования при реализации
образовательных программ выбирала:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного
срока
использования
исключенных
учебников,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 05.11.2024 г. № 769.
Образовательная деятельность при получении начального общего
образования ведется по учебникам, относящихся к УМК «Школа России».
«Школа России» включает основные учебные дисциплины начального
образования. Она соответствует требованиям федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС). УМК «Школа России» создан в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших
школьников на основе современных научных представлений.
Особенности УМК «Школа России»:
приоритет духовно-нравственного развития школьников;
личностно ориентированный и системно-деятельностный характер
обучения на основе дифференцированного подхода;
эффективное сочетание лучших традиций российского образования и
инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.
Структура и содержание учебников УМК «Школа России»
ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности:
целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.
В содержании учебников заложена система заданий, направленных на
включение младших школьников в деятельностное освоение учебного
материала под конкретные планируемые результаты (предметные,
метапредметные и личностные).
1.8.
6
Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими
пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том
числе ресурсами сайта, электронными приложениями, электронной формой
учебника
(ЭФУ),
что
способствует
возможности
реализации
дифференцированного подхода в образовательном процессе.
На занятиях по программе учителя используют проблемно-поисковый
подход. Перед школьниками ставят задачу, которую нужно решить:
самостоятельно или вместе с педагогом. Так дети учатся работать с
информацией, развивают логику, мышление и получают новые знания. Один из
принципов «Школы России» – это обучение в деятельности. Одни задания учат
школьников работать с книгами, другие – искать разные решения, а проекты,
которые дети делают с родителями, помогают семье проводить больше времени
вместе.
Формы и виды контроля знаний обучающихся.
В 1-х классах контроль осуществляется через следующие виды
диагностик:
1.9.
Вид
диагностики
Цель
Периодичность
Стартовая
Предварительная
диагностика знаний,
умений и
универсальных
учебных действий,
связанных с
предстоящей
деятельностью.
Диагностика
предметных знаний
и метапредметных
результатов.
Итоговая проверка
образовательных
результатов согласно
ФГОС НОО.
Оценка динамики
учебной и
творческой
активности
обучающегося.
В начале учебного
года.
Промежуточная
Итоговая
Портфолио
Методы и формы оценки
образовательных
результатов
Диагностические работы
комплексные
В конце 1
полугодия
Диагностические работы
В конце учебного
года.
Диагностические работы
В течение учебного
года
Накопительная папка с
работами обучающегося
Во 2-4 классах контроль осуществляется через следующие виды
диагностик:
Вид диагностики
Цель
Периодичность
Стартовая
Определение
степени
устойчивости
предметных знаний
В начале учебного
года.
7
Методы и формы оценки
образовательных
результатов
Административные
контрольные работы
и метапредметных
результатов
обучающихся и
определение мер по
устранению
выявленных
пробелов.
Текущий
и Диагностика
тематический
предметных знаний
контроль
и метапредметных
результатов по
определенным
темам, разделам,
модулям.
Промежуточная
Диагностика
предметных знаний
и метапредметных
результатов.
Итоговая
Итоговая проверка
образовательных
результатов
согласно ФГОС
НОО.
Портфолио
Оценка динамики
учебной и
творческой
активности
обучающегося.
В течение учебного
года
Контрольные и
проверочные работы
В конце 1
полугодия
Административные
контрольные работы
В конце учебного
года
Административные
контрольные работы (2-3
классы), ВПР (4 классы)
В течение учебного
года
Накопительная папка с
работами обучающегося
1.10. Специфика части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений.
Специфика учебного плана школы определяется целями и задачами
реализуемых образовательных программ. Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся.
Часы части, формируемой участниками образовательных отношений в
учебном плане использованы на изучение учебного курса «Умники и Умницы»
обучающимися 1-3 классов.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Курс введен в часть учебного
плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научнопознавательного направления.
8
Учебный план начального общего образования
Количество часов в неделю.
Предметные
области
1 классы
Учебные предметы
а
б
в
2 классы
г
а
б
в
3 классы
г
д
4 классы
а
б
в
г
д
а
б
в
г
д
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
ИТОГО:
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая
культура
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
20
20
20
20
22
22
22
22
22
22
22
22
22
22
23
23
23
23
23
Ч а с т ь, ф о р м и р у е м а я у ч а с т н и к а м и о б р а з о в а т е л ь н ы х
Элективный курс «Умники и умницы
(русский язык)»
Элективный курс «Умники и умницы
(математика)»
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
1
1
1
1
1
33
21
21
33
21
21
33
21
21
33
21
21
34
23
23
21
21
21
21
23
отношений
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
34
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
9
Учебный план начального общего образования
Количество часов в год.
Предметные
области
1 классы
Учебные предметы
а
б
в
2 классы
г
а
б
в
3 классы
г
д
4 классы
а
б
в
г
д
а
б
в
г
д
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
ИТОГО:
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
165
132
165
132
165
132
165
132
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
170
136
---
---
---
---
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
132
132
132
132
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
Окружающий мир
66
66
66
66
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
68
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая
культура
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
34
34
34
34
34
33
33
33
33
33
33
33
33
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
33
66
33
66
33
66
33
66
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
34
68
660
660
660
660
748
748
748
748
748
748
748
748
748
748
782
782
782
782
782
Ч а с т ь, ф о р м и р у е м а я у ч а с т н и к а м и о б р а з о в а т е л ь н ы х о т н о ш е н и й
Элективный курс «Умники и умницы
(русский язык)»
Элективный курс «Умники и умницы
(математика)»
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
34
33
33
33
33
33
693
21
33
693
21
33
693
21
33
693
21
34
782
23
21
21
21
21
23
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
34
782
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
23
10