Ilри"гlоittсI{ие J\Г.26 к ОГI
Myll
ьн ое
ООО ФI-ОС,
RтoHoM
)/,гвер)кltеttttойl rIpLIl(aзoNц о1,20.06.2024 г. N" В6/1
ое об lrцеобразо ва,геJI ьII ое уч р ежt/lеII
средIIяrr oбIIцеобразоRательIIая шIкола J\lb l 78
и Itи tI аJI
а
н
ие
с угJrуб.llеlllльIм изучеIIием о,г/цеJIьIIьIх прелN,Iет,оI}
РдССМОТР}rI]о
на засе дании педагогического
соRе,га
Про,гоко.тl J\l'g
2024 I,ола
1 о,г
к3
0> августа
А. I'ригоръева)
(3
0)
аRгуста 2024
РАБОЧЛЯ ПРОГРАММА
по предмету (Архитектурное проектирование>>
(основное общее образоваIIие)
Фгос ооо
Iiкатеринбурl,,2024
Пояснительная записка
Среда формирует человека, а человек, в свою очередь, создает
среду. При этом на городское и природное пространство влияют не
только архитекторы и политики, а каждый из нас непосредственно несет
ответственность за его состояние и развитие. Необходимо чутко
воспринимать пространство, чтобы воздействовать на него сознательно.
Образование в области архитектуры и дизайна дает нам те самые
инструменты и навыки для многогранного понимания среды вокруг нас.
Изучение архитектуры с детства помогает каждому ребенку
вырасти креативным, культурным и свободным человеком: он
внимательно относится к окружающему миру, способен на него влиять
и нести ответственность за то, что его окружает - пространство жизни,
работы, отдыха - и, в конечном итоге, за самого себя. Когда человек в
современном обществе чувствует себя достаточно уверенным и смелым,
чтобы придумывать и творить, он может внести реальные изменения в
окружающую действительность.
Архитектура,
как
дисциплина,
обеспечивает
понимание
взаимосвязей между науками, искусствами и другими сферами жизни это особенно важно в быстро меняющихся условиях современного мира.
Архитектуру нельзя воспринимать вне исторического и культурного
контекста, вне людей и традиций; она не существует вне географии,
экологии, экономики, политики, искусства, психологии. Архитектура это наука об искусстве и математике, о логике и воображении, об
осязаемом и неосязаемом. Изучая принципы формирования пространств
и создавая эти пространства, обучающиеся не только тренируют
логическое мышление в увлекательной форме, но и развивают
эстетическое восприятие и вкус.
В каждом здании, городе и помещении зашифровано два сложных
языка. Один – более очевидный, формальный, конструктивный - язык
архитектурных терминов, который стоит выучить, чтобы грамотно
обращаться к окружающему миру. Второй – язык историй и их
интерпретаций. Датский архитектор и исследователь Йес Ваунбью
называет это "невербальными историями", которые рассказывает
архитектура, и которые важно научиться читать, ведь именно они нас
определяют, изменяют и формируют.
Наконец, изучение архитектуры включает в себя развитие навыков
ремесленного дела. Принципы конструирования макетов, механизмы
работы инструментов и возведение настоящих конструкций больше
всего увлекают детей и дают им наиболее значимый опыт.
Обучающиеся запоминают то, что они видят, и это влияет на них потом
всю жизнь, при выборе профессии и при решении самых разных задач в
жизни.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель и задачи курса.
Целью обучения предмета «Архитектурное проектирование» является
развитие объемно-пространственного, логического и творческого мышления
и конструкторских навыков. Благодаря такой комбинации обучающиеся
учатся мыслить нешаблонно, чувствовать пространство и цвет, осваивать
профессию архитектора и дизайнера.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах цветоведения и колористики,
композиции плоскостной и объемной, типографики, архитектурном
проектировании;
научить читать и выполнять несложные архитектурные чертежи,
эскизы, макеты;
развивать навыки архитектурной подачи, статические и
динамические пространственные представления, образное мышление на
основе анализа формы и ее конструктивных особенностей;
воспитать
трудолюбие,
бережливость,
аккуратность,
целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты
своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий
и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических
знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные разделы программы:
№
Разделы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Цветоведение в дизайне и архитектуре
Графические средства в композиции
Стилистическая трансформация
Преобразование объектов
Архитектурное проектирование и макетирование
Бионика
Дизайн интерьера
Итого
Всего
часов
5
4
5
7
5
4
4
64
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы
акварелью, тушью, линером, циркулем и другими инструментами и
принадлежностями.
Требования к уровню усвоения учебного предмета.
Знать и понимать:
-технологические
понятия:
графическая
документация,
технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема;
- основные законы теории цвета;
- основные принципы композиции
- основные приемы построения шрифтов
уметь:
-выбирать способы графического отображения объекта; выполнять
макеты, чертежи и эскизы; строить шрифты; использовать базовые законы
цветоведения и композиции .
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности для:
-выполнения графических работ с использованием инструментов,
приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, макетов.
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с
использованием чертежных инструментов.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Критерии и система оценки графической работы
1.
Четкость выполнения графической работы;
2.
Композиция, компоновка на листе.
3.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
1.
Правильность выполнения;
2.
Самостоятельность;
3.
Четкость выполнения, композиция.
Перечень используемой литературы:
1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М.: Искусство, 1986.
2. Наумова Н.В. Цвет в художественном конструировании: Учебное
пособие. – Владивосток: ДВТИ, 1995.
3. Цветовая гармония интерьера. Советы профессионалов / Пер. с англ. –
М., 2000. – 128 с.
4. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения:
Учеб.-метод. пособ. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 64 с.
5. Ефимов А. В. Колористика города. — M.: Стройиздат, 1990
6. Шорохов Е. В. Композиция. — М., 1986.
7. Шпара Е. П. Техническая эстетика и основы художественного
конструирования. — К., 1984.
8. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Пер. с англ. М., 2006.
9. Королькова А. Живая типографика. М. IndexMarket, 2008. — 224 с.,
илл.
10. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2 — М.:
Слово/Slovo, 2000.
11. Птахова И. Простая красота буквы. — Русская графика.: СанктПетербург, 1997.
12.Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. — Плакат: Москва, 1988
13. Соловьев С. А. Шрифт и декоративное оформление. — Высшая школа:
Москва, 1993.
14. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Пер. с англ. и
коммент. С.И. Пономаренко. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 496 с.:
ил.
15.Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и
сооружений: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.
16.Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П.
Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина,
Н.К. Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
17. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социальнофункциональные аспекты. Учебное пособие / Серия «Высшее
профессиональное образование» / – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 160
с., ил.
18.Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий:
Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. 2003.
– 240 с., ил. – (Серия «Учебные пособия»).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Введение. Теория цвета. Понятие о цветовом круге
Типология оптических иллюзий
Гармония цвета. Виды цвета. Контраст
Цвет в архитектуре и дизайне. «Цвет моего города»
Выполнение композиции «Цвет моего города»
Плоскостная композиция. Графические средства в
композиции.
Точка, линия, пятно. Упражнения по заданной теме
Фактуры. Упражнения по заданной теме
Сюжетная композиция с применением фактур «Сказочный
город»
Понятие стилизации в дизайне и архитектуре
Стилизация растений с отображением заданного характера
Орнаментальная композиция из стилизованных растений и
животных
«Замок из плодов». Комбинаторика и ассоциации в
архитектурном осмыслении форм
Выполнение композиции «Замок из плодов»
Графический дизайн
Шрифт, работа с текстом, каллиграфия.
Преобразование буквы
Трансформация имени. Исследовательская работа
Визитка, рекламный буклет
Комбинаторика. Образ из шрифтовых гарнитур. «Дом из
букв и шрифтов»
Выполнение композиции «Дом из букв и шрифтов»
Объемная композиция
Пластика поверхности
Ритм как средство архитектурной композиции
Основы вырезания
Рельеф, объемная композиция
Знакомство с понятием бионика
Бионика. Метод преобразования природной формы в объект
Комбинаторика на тему биоформ раковин
«Подводный дворец». Переосмысление формы раковины в
формы архитектурных сооружений
Дизайн жилых помещений
Стили в интерьере
Подача и оформление проекта
Подача и оформление проекта
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 час